Для срочного изготовления малотиражной печатной продукции (обычно информационного или управленческо-адм. характера) используется оперативная полиграфия.
- ПОЛИГРА́ФИ́Я
- Значение слова «полиграфия»
- Полиграфи́я
- Делаем Карту слов лучше вместе
- Ассоциации к слову «полиграфия»
- Синонимы к слову «полиграфия»
- Предложения со словом «полиграфия»
- Сочетаемость слова «полиграфия»
- Какой бывает «полиграфия»
- Понятия со словом «полиграфия»
- Отправить комментарий
- Дополнительно
- Предложения со словом «полиграфия»
- Найдите в справочной литературе определений понятий «полиграфия», «полиграфическая промышленность».
- Полиграфия
- История полиграфии и ее развитие
- Что такое полиграфия: история печати? Значение и толкование слова poligrafija istorija pechati, определение термина
- Полиграфия: аспекты истории и этапы развития
- История полиграфии
- Древние полинезийские индейцы
- Китай
- Германия
- История полиграфии
- Солнце приходит с Востока
- Знание – в массы
- Раз иероглиф, два иероглиф.
- Переворот
- Глядя вперед
ПОЛИГРА́ФИ́Я
ПОЛИГРА́ФИ́Я (от поли. и. графия), технич. средства и технологич. приёмы, используемые для тиражирования (репродуцирования) текстовых и изобразит. оригиналов. В отличие от др. способов тиражирования (напр., светокопирования), полиграфич. способы характеризуются переносом красочного слоя из некоторого резервуара на воспринимающую поверхность (чаще всего на бумагу), причём формирование слоя осуществляется в соответствии с заранее данным оригиналом, подлежащим тиражированию. Под П. понимают также полиграфич. пром-сть, объединяющую пром. предприятия, которые изготовляют печатную продукцию. Полиграфич. пром-сть является материально-технич. базой издательского дела.
Технология П. содержит 3 осн. группы производств. процессов: формные, печатание (печатные процессы) и отделочные. Формные процессы включают допечатные технологии (подготовку оригинала к тиражированию) для изготовления печатной формы. Совр. технологии изготовления печатной формы основаны на применении фотомеханич. и электронной техники. В кон. 20 в. созданы лазерные технологии изготовления печатной формы (напр., технология Computer-to-Plate, или CTP). Задача печатания – получение множественных печатных оттисков (печать тиража) с помощью печатного оборудования. В отличие от классич. (традиционных) способов печатания, в цифровой печати печатная форма – переменная, т. е. изображение выводится из электронного массива данных непосредственно в печатной машине, минуя все промежуточные стадии изготовления печатных форм. Отделочные процессы завершают изготовление печатной продукции и включают послепечатные технологии – обработку оттисков тиража (обрезка, разрезка, фальцовка), изготовление переплёта с использованием брошюровочно-переплётных процессов для получения готовой продукции.
Для срочного изготовления малотиражной печатной продукции (обычно информационного или управленческо-адм. характера) используется оперативная полиграфия.
Кадры для П. готовят Полиграфии институт и др. учебные заведения. Выходят журналы – «Полиграфия» (с 1924), «Новости полиграфии» (с 1995).
Это статья о современной технологии печати крупными тиражами. Об истории см. Книгопечатание. О печати мелкими тиражами см. Принтер, Копировальный аппарат, Ризограф. Полиграфи́я (от др.-греч. πολύς «многочисленный» + γράφω «писать») — отрасль промышленности, занимающаяся изготовлением печатной, а именно книжно-журнальной, деловой, газетной, этикеточной и упаковочной продукции.
Значение слова «полиграфия»
ПОЛИГРАФИ́Я, – и, Ж. Отрасль техники, промышленность, охватывающая все виды производства печатной продукции.
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
- Это статья о современной технологии печати крупными тиражами. Об истории см. Книгопечатание. О печати мелкими тиражами см. Принтер, Копировальный аппарат, Ризограф.
ПОЛИГРА’ФИ’Я, и, Мн. нет, Ж. [от греч. poly — много и grapō — пишу]. 1. Все отрасли производства, обслуживающего печатное дело. 2. Отдел библиотеки, в к-ром собраны самые разнообразные сочинения только по именам авторов (спец.).
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
Полиграфи́я
1. отрасль промышленности, охватывающая все виды производства печатной продукции
2. совокупность технических средств, обеспечивающих данную отрасль промышленности
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.
Насколько понятно значение слова Оснастка (существительное):
Ассоциации к слову «полиграфия»
Синонимы к слову «полиграфия»
Предложения со словом «полиграфия»
Сочетаемость слова «полиграфия»
Какой бывает «полиграфия»
Понятия со словом «полиграфия»
Это статья о современной технологии печати крупными тиражами. Об истории см. Книгопечатание. О печати мелкими тиражами см. Принтер, Копировальный аппарат, Ризограф. Полиграфи́я (от др.-греч. πολύς «многочисленный» + γράφω «писать») — отрасль промышленности, занимающаяся изготовлением печатной, а именно книжно-журнальной, деловой, газетной, этикеточной и упаковочной продукции.
Отправить комментарий
Дополнительно
Предложения со словом «полиграфия»
Основная доля малых тиражей приходится на малые типографии и салоны оперативной Полиграфии.
Разрываясь между кухней и переговорной, я успевала переводить речи президента, попутно выискивая в словаре заковыристые термины из области Полиграфии.
Ведь некоторые его каналы потребуют вложений – на уровне малой Полиграфии, например, или финансирования каких-то акций.
Как быстро и эффективно исправить почерк? Люди часто предполагают, что каллиграфия и почерк являются синонимами, но это не так.
Найдите в справочной литературе определений понятий «полиграфия», «полиграфическая промышленность».
Как быстро выучить стихотворение наизусть? Запоминание стихов является стандартным заданием во многих школах.
Как научится читать по диагонали? Скорость чтения зависит от скорости восприятия каждого отдельного слова в тексте.
Как быстро и эффективно исправить почерк? Люди часто предполагают, что каллиграфия и почерк являются синонимами, но это не так.
Как научится говорить грамотно и правильно? Общение на хорошем, уверенном и естественном русском языке является достижимой целью.
Полиграфическая промышленность. Полиграфические предприятия в зависимости от характера производства носят название типография, типолитография, фабрика цветной печати, офсетная фабрика и т. д.; предприятия, объединяющие несколько типографских процессов или видов печати, называются полиграфическими комбинатами. По выпускаемым видам печатной продукции предприятия могут быть универсальными или специализированными (газетные, газетно-журнальные, книжные, картографические и т. д,). В СССР в состав полиграфической промышленности входят также вспомогательные предприятия — шрифтолитейные, красочные и др.
Полиграфия
Отрасль техники, совокупность технических средств для множественного репродуцирования текстового материала и графических изображений. В отличие от др. способов множественного репродуцирования (например, светокопирования), полиграфические способы характеризуются переносом красочного слоя из некоторого резервуара на воспринимающую поверхность (чаще всего бумагу), причём формирование слоя осуществляется в соответствии с заранее данным оригиналом, подлежащим репродуцированию. Под П. понимают также отрасль промышленности — полиграфическую промышленность, объединяющую промышленные предприятия, которые изготовляют печатную продукцию (книги, газеты, журналы, плакаты, географические карты и т. п.). П., или полиграфическая промышленность, является материально-технической базой издательского дела (См. Издательское дело).
П. прошла длительный и сложный путь развития. Её технической основой является изобретённое около 1440 И. Гутенбергом Книгопечатание. Уже в 16 в. П. приобрела характер развитой мануфактуры. В 19 в. с изобретением печатной машины в П. происходит промышленная революция, ознаменованная созданием полиграфического машиностроения (См. Полиграфическое машиностроение). В середине 20 в. в ходе научно-технической революции П. развивается по следующим направлениям: переход к электронным способам изготовления печатных форм для всех способов печати (использование ЭВМ для фотонабора и электронных цветоделителей для цветной печати), широкое применение ролевой офсетной печати на высокоскоростных машинах, создание автоматических поточных линий в отделочных цехах, комплексная механизация и автоматизация всего производства, использование фототелеграфной техники для передачи газетных полос (см. Газетное производство).
Технология П. содержит 3 основные группы производственных процессов: формные, печатные (собственно полиграфические) и отделочные. Формные процессы направлены на изготовление печатной формы — приспособления или устройства, формирующего красочный слой в соответствии с конфигурацией изобразительных элементов оригинала. Задача печатных процессов — получение множественных печатных оттисков, воспроизводящих оригинал. Отделочные процессы завершают изготовление печатной продукции.
Формные процессы включают наборные процессы (изготовление текстовой печатной формы) и процессы изготовления иллюстрационной печатной формы. Текстовая форма может быть получена из типографского Шрифта методами ручного набора или же с помощью наборных машин (См. Наборные машины), комплектующих литеры и изготовляющих форму или её полуфабрикат (в виде, например, фотокопии, см. Фотонаборная машина). Широкое распространение получили различные методы автоматического набора. Ручные способы изготовления иллюстрационной печатной формы в современной П. используются в качестве методов станковой графики (См. Графика) или для создания оригиналов, впоследствии воспроизводимых фотомеханическим или иным путём. Среди ручных способов высокой печати наибольшей известностью пользуются гравюра на дереве, или Ксилография, Линогравюра; глубокой печати — резцовая гравюра на металле, Офорт, Акватинта; плоской печати — Литография. Иллюстрационные формы изготовляют фотомеханическими методами (Автотипия, Фотоцинкография, Фотолитография, Фототипия и др.), а также с помощью электронных гравировальных машин. Оригинал, подлежащий фотомеханическому репродуцированию, фотографируют на репродукционном фотографическом аппарате (полутоновые оригиналы фотографируют через Растр). Негативное или позитивное изображение в копировальных рамах копируют на металлическую пластину, на которую предварительно нанесён светочувствительный слой. Затем пластину подвергают соответствующей обработке и травлению в травильных машинах (См. Травильная машина). При воспроизведении многокрасочных оригиналов изготовляют цветоделённые печатные формы посредством цветоделительного фотографирования или с применением электронных цветоделителей — цветокорректоров. При необходимости одновременного печатания тиража на нескольких машинах оригинальную печатную форму копируют, изготовляя т. н. вторичную форму. Для изготовления вторичных форм высокой печати широко используется Стереотипия, а также электролитические методы (см. Гальваностереотипия).
Различают 3 вида печатных процессов: печатание с формированием изображения в красочном резервуаре (гектография, туркинотипия); печатание с формированием изображения на промежуточной поверхности — форме (т. н. классические способы печати); печатание с формированием изображения на воспринимающей поверхности (способы с электростатическим и электромагнитным переносом красочного слоя). Классические способы печати различаются в зависимости от метода разделения печатающих и пробельных элементов. Формирование красочного слоя может осуществляться как в процессе перемещения краски сквозь форму (Трафаретная печать, мимеографирование, ротатор), так и путём нанесения краски на поверхность формы. В последнем случае применяется пространственная (Высокая печать и Глубокая печать) или физико-химическая (плоская печать) разделение печатающих и пробельных элементов. В печатных процессах, использующихся в современной П., красочное изображение переносят с формы на воспринимающую поверхность непосредственно или же с помощью одной (Офсетная печать) либо двух (Орловская печать) промежуточных поверхностей. Печатание осуществляется на печатных машинах (См. Печатная машина), которые различают по способу печати, по схеме построения печатного устройства, по количеству переносов красочного слоя, по типу подачи воспринимающих поверхностей. Перед печатанием проводится ряд подготовительных процессов: расстановка, или спуск полос формы, её закрепление, приводка, приправка.
Совокупность формных и печатных процессов и применяющегося для них оборудования, предназначенных для воспроизводства малотиражной документации (обычно информационного или управленческо-административного характера), называется оперативной полиграфией (См. Оперативная полиграфия).
Характер отделочных процессов зависит от вида печатной продукции. Наиболее сложны брошюровочно-переплётные процессы, применяемые в процессе изготовления книг и журналов (см. Брошюрование, Переплёт книжный).
Полиграфическая промышленность. Полиграфические предприятия в зависимости от характера производства носят название типография, типолитография, фабрика цветной печати, офсетная фабрика и т. д.; предприятия, объединяющие несколько типографских процессов или видов печати, называются полиграфическими комбинатами. По выпускаемым видам печатной продукции предприятия могут быть универсальными или специализированными (газетные, газетно-журнальные, книжные, картографические и т. д,). В СССР в состав полиграфической промышленности входят также вспомогательные предприятия — шрифтолитейные, красочные и др.
П. в России и в СССР. В дореволюционной России (1913) насчитывалось 2668 полиграфических предприятий, на которых работало около 100 тыс. чел. За исключением нескольких крупных типографий главным образом в Петербурге и Москве, оснащенных ввозимым из-за границы оборудованием и выпускавших небольшими тиражами дорогие издания на высоком полиграфическом уровне, основную массу предприятий составляли мелкие полукустарные типографии, где господствовал ручной труд. В среднем на каждую типографию приходилось меньше чем 3 печатные машины, на каждые 6 типографий — 1 наборная машина.
Великая Октябрьская социалистическая революция передала в руки трудящихся все технические и материальные средства печатания газет, брошюр, книг и др. произведений печати, что было зафиксировано в первой советской Конституции, принятой 5-м Всероссийским съездом Советов 10 июля 1918.
Первым советским учреждением, ведавшим вопросами П., был Технический совет по управлению государственными типографиями при Наркомате просвещения, созданный в декабре 1917; с апреля 1918 П. руководил Полиграфический отдел ВСНХ, который провёл национализацию крупных и средних предприятий П. и их перестройку (к концу 1920 было национализировано 1042 типографии), а также концентрацию типографий и упразднение мелких предприятий. Началось создание полиграфических предприятий в республиках: в 1922 построены Ташкентская типография №1 — первенец советского П. в Средней Азии, типографии в Азербайджане и др. В 1926—27 в Москве был сооружен первый полиграфический комбинат — типография газеты «Известия». Итоги восстановления и развития П. были подведены Всесоюзной полиграфической выставкой в 1927.
В годы довоенных пятилеток (1929—40) были построены крупные полиграфические предприятия, при этом главное внимание уделялось обеспечению технической базой газетной печати. Вступили в строй крупнейшие московские газетные типографии — типография газеты «Правда» (См. Типография газеты Правда), типография газеты «Рабочая Москва», «За индустриализацию» и др.; ряд газетных типографий в республиканских и областных центрах (Киеве, Минске, Алма-Ате, Баку, Ташкенте, Казани, Харькове, Свердловске и др.), созданы небольшие газетные типографии в районных центрах (в 1934 их насчитывалось 1800); для политотделов МТС и на транспорте было организовано свыше 2300 мелких газетных типографий. Создание в начале 30-х гг. отечественного полиграфического машиностроения позволило не только оснастить полиграфической техникой новые предприятия, но и технически перевооружить многие давно действующие. Так, значительно были расширены и переоборудованы основные книжные предприятия — Первая образцовая типография имени А. А. Жданова и типография «Красный пролетарий» (См. Типография Красный пролетарий) в Москве, типография «Печатный двор» в Ленинграде. Построены книжный полиграфический комбинат (типография № 2) в Москве, книжно-журнальные типографии в Киеве, Харькове и др. В Москве и Ленинграде проведена специализация книжных типографий по видам литературы. Крупные полиграфические книжные предприятия созданы в Ташкенте, Ашхабаде, Душанбе, Алма-Ате и др. В 1940 в СССР имелось 4784 предприятия П., на которых работало свыше 110 тыс. чел. По сравнению с 1913 средний тираж книги вырос более чем в 3 раза, а разовый тираж газеты — более чем в 10 раз.
В годы Великой Отечественной войны 1941—45 в районах, временно оккупированных немецко-фашистскими захватчиками, по неполным данным, было уничтожено или разрушено около 3 тыс. полиграфических предприятий.
За 1944—47 была восстановлена большая часть типографий. В первые послевоенные годы (1946—50) было завершено восстановление полиграфической промышленности и начата её реконструкция. Реконструированы ведущие типографии Москвы, Ленинграда и др. крупных промышленных и культурных центров, организовано 3500 районных типографий. На 1 марта 1949 насчитывалось около 6000 полиграфических предприятий, на которых работало 190 тыс. чел. Выросла концентрация производства: в 1950 почти 3 /4 всего выпуска печатной продукции приходилось на 16,5% полиграфических предприятий. С 50-х гг. начался новый этап в развитии сов. П., ознаменованный строительством мощных специализированных полиграфических комбинатов. Построены крупнейшие комбинаты: Калининский полиграфический комбинат цветной печати, Ярославский полиграфический комбинат, Саратовский комбинат для издания школьных учебников, новый комплекс типографии газеты «Правда», Минский полиграфический комбинат, Калининский полиграфический комбинат детской литературы, Чеховский полиграфический комбинат (Московская область), газетно-журнальный комбинат издательства «Радянська Украина» и фабрика цветной печати в Киеве и др. Реконструированы старые и построены новые корпуса типографии издательства «Молодая гвардия», типографии «Красный пролетарий», фабрики «Детская книга» в Москве, типографии № 3 им. Ивана Федорова, типографии им. В. Володарского, комбината цветной печати и фабрики офсетной печати № 12 в Ленинграде, типографии им. К. Пожелы в Каунасе, Рижской образцовой типографии, Кишиневского полиграфкомбината и др. За период 1960—70 введено в строй свыше 400 новых предприятий, реконструировано и расширено более 1 тыс. На 1 марта 1973 действовало 3204 полиграфических предприятия и 3623 множительных центра.
Современный уровень советского полиграфического производства характеризуется внедрением передовой техники и технологии, механизацией основных и вспомогательных процессов, комплексной механизацией участков, цехов и в целом предприятий, автоматизацией ряда процессов и участков. За 1966—70 комплексно механизировано 16 полиграфических предприятий, 130 цехов, создано более 100 поточно-механизированных линий.
Руководство и управление советской П. осуществляются Государственными комитетами Совета Министров СССР и Советов Министров союзных республик по делам издательств, полиграфии и книжной торговли, а также управлениями издательств, полиграфии и книжной торговли краевых и областных исполкомов.
Научно-исследовательскую работу в области П. ведут Всесоюзный НИИ комплексных проблем полиграфии (основан в 1931) в Москве с филиалом в Киеве, Украинским НИИ полиграфической промышленности во Львове (основан в 1932), Всесоюзный НИИ оборудования для печатных изданий, картонной и бумажной тары (основан в 1945) в Москве, НИИ электрографии в Вильнюсе (основан в 1957) и др. Проектирование предприятий ведётся Государственным проектным и научно-исследовательским институтом по комплексному проектированию предприятий полиграфической промышленности (Москва). Исследования в области экономики П., а также научно-технической информация отрасли сосредоточены в Центральном бюро научно-технической информации и технико-экономических исследований по полиграфической промышленности, издательскому делу и книжной торговле (ЦБНТИ по печати, основан в 1968).
Кадры для П. готовят Московский полиграфический институт (основан в 1930), Украинский полиграфический институт им. И. Федорова (основан в 1930) во Львове; Московский полиграфический техникум им. И. Федорова (основан в 1929) и др. средние специальные учебные заведения, а также ряд профессионально-технических училищ.
Надо сказать, что до изобретения печатного станка книги переписывались вручную, преимущественно монахами в монастырях. Это была тяжелая и трудоемкая работа, поэтому одна книга писалась годами, иногда всю жизнь монаха.
История полиграфии и ее развитие
В этой статье рассмотрим зарождение и развитие полиграфии. Думаю, что многим будет интересно с чего началась история развития полиграфии.
С давних времен люди пытались сохранить и распространять информацию. Ученые археологи находят непонятные рисунки на стенах древних пещер, на костях и клыках животных. Среди этих рисунков встречаются изображения животных, магические знаки, растения и солнце.
Например, в пещерах Альтимиры (Испания) найден рисунок бизона. Этот рисунок датируется 10 000 лет до н. э.
По некоторым данным первое печатное издание появилось в Китае еще в 868 году до н. э., и называлось «Алмазная сутра».
Следующим и очень важным этапом в развитии полиграфии стало изобретение папируса. Папирус — это сделанный из папируса (болотистое растение) материал, своим видом напоминает бумагу. Сердцевина растения накладывается друг на друга, другой слой накладывается накрест. Потом это снова прессуется вот так и получали папирус.
Следующим этапом в развитии полиграфии стало нанесение изображения на специально подготовленную кожу животных.
Надо сказать, что до изобретения печатного станка книги переписывались вручную, преимущественно монахами в монастырях. Это была тяжелая и трудоемкая работа, поэтому одна книга писалась годами, иногда всю жизнь монаха.
В 1309 году в Европе изобрели бумагу. По другим данным, бумагу изобрели китайцы еще до нашей эры. Они же использовали прообраз печатного станка — печать с помощью печатных досок. А уже 1390 в Германии открылась первая бумажная фабрика.
В 1436 году немецкий ювелир и предприниматель Иоганн Гутенберг изобрел печатный станок, его называли «пресс Гутенберга». Буквы в этом станке были деревянными (впоследствии металлическими) и из них можно было набирать любой текст.
Благодаря этому изобретению производство книг значительно упростилось, что позволило увеличить их количество.
Через пару лет Гутенберг усовершенствовал свой станок. В частности, по буквам перед прижатием к бумаге накатывался валик с краской.
Изобретатель на своем станке в 1856 году напечатал первую печатные книгу, которую назвали «Библия Гутенберга». Иоганн с помощью своего станка напечатал двести экземпляров Библии, и продал на Франкфуртской книжной ярмарке.
В 1457 году впервые напечатали книгу в цвете.
Следующим этапом в развитии полиграфии и книгопечатания стало изобретение в 1886 году Отмар Мергенталлером линотипных машины.
В 1605 году начали издавать первую газету, это произошло в городе Антверпен.
А. Зенефельдер в 1799 году изобрел плоский вид печати, здесь печатные и пробельные элементы расположены примерно на одной высоте.
В 1819 году изобрели первую ротационную печатную машину. Благодаря этому стало возможным печатать на рулонной бумаге, из-за чего увеличилась скорость печати.
В 1861 году шотландец Джеймс Клерк Максвелл додумался как печатать изображения с помощью трех красок используя теорию синтеза.
1865 стал еще одним этапом в развитии полиграфии, ведь именно тогда смогли получить отпечаток запечатанный с двух сторон за один раз.
В конце 19-го века полиграфисты уже могли печатать отпечатки с одновременным фальцовкой в два сгиба.
Датой рождения офсетной печати можно считать 1904-й год, когда Рубль обратил внимание, что отражение перешедший из резинового полотна на бумагу обладает лучшей, чем тот что сразу из формы.
В 1907 году Самуэль Смон из английского города Манчестер изобрел трафаретную печать. В нем печатная форма состоит из натянутой на рамку сетки, через которую продавливается краска.
В наше время печатание происходит с помощью современных печатных машин которые обеспечивают отличное качество при высокой скорости печати. Все процессы основном руководствуются и контролируются с помощью компьютеров.
Как видите, история возникновения и развития полиграфии очень большая, и ее интересно изучать, чтобы понять этапы становления.
Правда, в Китае глиняными литерами с рельефными знаками – иероглифами – пользовались за 400 лет до Гутенберга, а корейцы за 300 лет до него отливали литеры из бронзы. Но такая техника не была распространена в Европе до Гутенберга, вклад которого получил всемирное признание после того, как он напечатал знаменитую библию Мазарини.
Что такое полиграфия: история печати? Значение и толкование слова poligrafija istorija pechati, определение термина
История высокой печати начинается с изобретения И. Гутенбергом в Страсбурге разборного шрифта. В 1440 Гутенберг ввел литые металлические литеры, из которых можно было набирать слова для печатания.
Правда, в Китае глиняными литерами с рельефными знаками – иероглифами – пользовались за 400 лет до Гутенберга, а корейцы за 300 лет до него отливали литеры из бронзы. Но такая техника не была распространена в Европе до Гутенберга, вклад которого получил всемирное признание после того, как он напечатал знаменитую библию Мазарини.
Первоначально шрифт отливали вручную шрифтолитейщики, каждый из которых измерял его на свой лад. Но когда выросла целая отрасль полиграфической промышленности, возникла потребность в единообразии, и в 1764 была введена типографская система измерения в пунктах. Ее разработал французский словолитчик П. Фурнье, а позднее усовершенствовал Ф. Дидо, после чего она широко распространилась в промышленности. Этой системой пользуются во многих странах (в т. ч. и в России), кроме Англии, США и некоторых других, где принята несколько видоизмененная система.
Изобретение первой литеронаборной машины в 1823 приписывается В. Черчу, американцу, жившему в Англии. Позднее его машину усовершенствовал Д. Брюс. Но лишь в 1885 О. Мергенталер, изобретатель немецкого происхождения, работавший в США, запатентовал линотип – первую практически пригодную строкоотливную машину (см. МЕРГЕНТАЛЕР, ОТМАР). Буквоотливную машину монотип изобрел Т. Ланстон в 1888. В 1905 У. Лудлоу создал крупнокегельную строкоотливную машину, а в 1911 Г. Риддер построил первую строкоотливную машину интертип.
Первые печатные машины представляли собой ручные деревянные прессы. В Северной Америке на первом таком прессе начал работать в 1638 С. Дей в Кеймбридже (шт. Массачусетс). В 1790 В. Николсон в Великобритании изобрел плоскопечатную машину; приблизительно в 1800 Ч. Стенхоуп построил первую чугунную печатную машину с ручной подачей бумаги; в 1810 Ф. Кениг ввел в действие первую плоскопечатную машину с паровым приводом; в 1827 И. Адамс изобрел тигельную печатную машину с паровым приводом; в 1865 В. Баллок создал первую рулонную печатную машину.
К статье ПОЛИГРАФИЯ История высокой печати начинается с изобретения И. Гутенбергом в Страсбурге разборного шрифта. В 1440 Гутенберг ввел литые металлические литеры, из которых можно было набирать слова для печатания. Правда, в Китае глиняными литерами с рельефными знаками – иероглифами – пользовались за 400 лет до Гутенберга, а корейцы за 300 лет до него отливали литеры из бронзы. Но такая техника не была распространена в Европе до Гутенберга, вклад которого получил всемирное признание после того, как он напечатал знаменитую библию Мазарини. Первоначально шрифт отливали вручную шрифтолитейщики, каждый из которых измерял его на свой лад. Но когда выросла целая отрасль полиграфической промышленности, возникла потребность в единообразии, и в 1764 была введена типографская система измерения в пунктах. Ее разработал французский словолитчик П. Фурнье, а позднее усовершенствовал Ф. Дидо, после чего она широко распространилась в промышленности. Этой системой пользуются во многих странах (в т. ч. и в России), кроме Англии, США и некоторых других, где принята несколько видоизмененная система. Изобретение первой литеронаборной машины в 1823 приписывается В. Черчу, американцу, жившему в Англии. Позднее его машину усовершенствовал Д. Брюс. Но лишь в 1885 О. Мергенталер, изобретатель немецкого происхождения, работавший в США, запатентовал линотип – первую практически пригодную строкоотливную машину (см. МЕРГЕНТАЛЕР, ОТМАР). Буквоотливную машину монотип изобрел Т. Ланстон в 1888. В 1905 У. Лудлоу создал крупнокегельную строкоотливную машину, а в 1911 Г. Риддер построил первую строкоотливную машину интертип. Первые печатные машины представляли собой ручные деревянные прессы. В Северной Америке на первом таком прессе начал работать в 1638 С. Дей в Кеймбридже (шт. Массачусетс). В 1790 В. Николсон в Великобритании изобрел плоскопечатную машину; приблизительно в 1800 Ч. Стенхоуп построил первую чугунную печатную машину с ручной подачей бумаги; в 1810 Ф. Кениг ввел в действие первую плоскопечатную машину с паровым приводом; в 1827 И. Адамс изобрел тигельную печатную машину с паровым приводом; в 1865 В. Баллок создал первую рулонную печатную машину.
Все имеет свою историю. До изобретения книгопечатания делались надписи на камне, глине, дереве, бересте, коже, пергаменте, папирусе, ткани или на восковом слое дощечек. То были надписи. С изобретением и распространением технологии изготовления бумаги появились рукописные свитки и книги. Переписывание книги стало профессией. Появились хранилища рукописных изданий. Переписка и указы опечатывались, как правило, с помощью печаток царей, императоров, военачальников и государственных мужей высокого ранга. То были отпечатки на размягченном при нагревании материале, сохраняющие изображение после остывания.
Полиграфия: аспекты истории и этапы развития
Все имеет свою историю. До изобретения книгопечатания делались надписи на камне, глине, дереве, бересте, коже, пергаменте, папирусе, ткани или на восковом слое дощечек. То были надписи. С изобретением и распространением технологии изготовления бумаги появились рукописные свитки и книги. Переписывание книги стало профессией. Появились хранилища рукописных изданий. Переписка и указы опечатывались, как правило, с помощью печаток царей, императоров, военачальников и государственных мужей высокого ранга. То были отпечатки на размягченном при нагревании материале, сохраняющие изображение после остывания.
Представить себе современный мир без полиграфической продукции просто невозможно. Полиграфия прочно вошла в нашу жизнь и стала неотъемлемой ее частью. Несмотря на развитие интернет технологий, бумажные носители информации и, соответственно, услуги полиграфии неизменно пользуются спросом.
История полиграфии
Точное время и место зарождения полиграфии – до сих пор приводит к многочисленным спорам среди историков. Кто-то считает первооткрывателями древний Китай, кто-то утверждает, что услуги полиграфии были востребованы гораздо раньше.
Древние полинезийские индейцы
По одной из версий – первым способом печати можно считать трафаретную печать. Еще задолго до изобретения шелка в Китае, полинезийские индейцы обратили внимание, что через дырочки в листьях банана просачиваются мельчайшие капельки дождя. Умные полинезийцы стали делать в листьях отверстия, а сверху – наливать краску. Проходя через дырочки, краска оставляла отпечаток. Так и появилась прародительница трафаретной печати, используемой и по сей день. Именно эту технологию многие считают основой шелкографического способа печати.
Китай
Интересно, что изобретение полиграфии в Китае началось с изготовления шелковой одежды. Китайцам не нравился однотонный шелк и они придумали, как его раскрасить. Изображение гравировалось на деревянных поверхностях, а затем – переносилось на ткань. И первые книги были не в листах, как мы сегодня привыкли, а в рулонах.
Безусловным прорывом в развитии типографского дела стало изобретение бумаги в 105 году нашей эры. Именно с этого момента началось повсеместное распространение печатных изделий.
Германия
Следующим, кто внес значительный вклад в историю полиграфии, стал немецкий ученый и ювелир Гутенберг. Его изобретение – набор подвижных литер, выполненных из металла и имеющих выпуклую поверхность. Из букв составлялись наборы, на которые наносилась краска, и создавался оттиск изображения на бумаге.
Значение этого изобретения трудно переоценить. Подобные технологии сегодня называются высокая или типографская печать и до сих пор используются в изготовлении газет. На основе изобретения Гутенберга, была создана, пожалуй, самая распространенная технология в сфере услуг полиграфии – офсетная печать. Большинство печатной продукции по всему миру изготавливается именно офсетным способом.
Так же, на основе изобретения немецкого мастера, была создана первая флексографическая машина. Флексографию, как метод печати, называют еще «королевой упаковки». Этим способом создается большинство этикеток и различная упаковочная продукция. Флекс позволяет наносить красочные изображения на самые разные по фактуре и форме поверхности. Офсетные машины с такими задачами не справляются.
С 1460-х годов печатные машины, основанные на принципе, заложенном Гутенбергом, начали быстро распространяться по всей Европе. Книги перестали быть предметами роскоши. Революция в книгопечатании сыграла основную роль в развитии Ренессанса и Реформации, а изобретение Гутенбергом наборного шрифта часто расценивается как самое важное открытие второго тысячелетия.
История полиграфии
Слово «полиграфия» происходит от греческого «поли» – «много» и «графо» – «писать», и означает процесс воспроизведения текста и изображения (как правило – чернилами на бумаге) при помощи печатной машины. «Много писать» не хочется никому, вне зависимости от инструмента – будь то шариковая ручка, или стило, или, того хуже, зубило для высекания по граниту. И потому облегчить сей тяжкий труд человек пытался еще со стародавних пор: месопотамцы откатывали печати круглыми цилиндриками, жители Фив и Вавилона ставили оттиски при помощи «клише» из кирпича, мореплаватели-афиняне, то ли экономя на картографах, то ли не доверяя переписчикам, делали географические карты на тонких медных досках. А древнеримская ребятня, учась грамоте, забавлялась составлением слов из букв, вырезанных из металла или слоновой кости– свидетельство об этом сохранилось в записях Цицерона.
Казалось бы, до использования метода наборного текста осталось всего ничего. Взгляни блестящий философ на детские буковки по-новому – и история книгопечатания могла бы сложиться совсем иначе. Но прогресс не всегда развивается линейно. И до появления первой наборной рамки с подвижными литерами должна была пройти целая эпоха – время ксилографического метода печати.
Солнце приходит с Востока
Впервые ксилографическая печать, как и многие другие изобретения, была применена в Китае. Вспомогательной матрицей служила деревянная доска, на которой области «пустоты» тщательно вычищались ножом, долотом или наждачной бумагой так, чтобы на поверхности оставалось только нужное изображение иероглифа или рисунка. Конечно, вырезанный текст был отображен зеркально, чтобы отпечатанный оттиск не читался наоборот. Затем оставалось лишь нанести чернила на выпуклые буквы и приложить к доске лист бумаги (использовались также ткань и кожа). Для цветной печати применялось несколько деревянных блоков – каждый для своего цвета.
Самый ранний сохранившийся образец китайских деревянных клише относится ко времени правления династии Хань (до 220 года н. э.); к тому же времени принадлежит и обнаруженный археологами кусок шелка с трехцветным оттиском цветка. Но это лишь дошедшие до нас артефакты – на самом деле искусством печати в Китае владели и прежде. Так, по мнению некоторых историков, первые печатные деньги появились в Поднебесной еще в 119 году до н. э., причем, что интересно, выбранным материалом послужила не дорогая тогда бумага, а выделанная шкура белого оленя – сущая «дешевка».
Знание – в массы
На Запад печать пришла существенно позже, лишь в XIII веке – когда растревоженная крестовыми походами средневековая Европа вдруг почувствовала острую тягу к знаниям. Прежде сосредоточенные монахи вдумчиво и спокойно переписывали религиозные тексты от руки, но спрос на манускрипты вырос настолько, что монастырские переписчики начали попросту не справляться с горой поступающих заказов. Поначалу святые отцы предпочитали печатать только рисунки, максимум в сопровождении короткой записки. С 1400 года, времени, когда бумага в Европе стала относительно легкодоступным материалом, было налажено широкое производство небольших печатных картинок на религиозную тему, а также не менее, если не более, востребованных народом игральных карт. Однако спрос на книги все возрастал, и постепенно количество переносимых с клише на бумагу надписей начало увеличиваться. Так что в конце концов монастыри принялись печатать целые книги, состоявшие только из текста и вообще не имевшие рисунков – правда, тщательно маскируя их под рукописные, потому что в те времена люди еще не очень-то доверяли печатному слову, считая его «изобретением дьявола».
Но шли годы, народ привыкал к новшеству, так что маскировать печать уже не было смысла. Духовенство постепенно уступало право книгопечатания власти светской, количество книг возросло – но все равно не могло удовлетворить запросы общества. Открывались все новые и новые университеты, становилось все больше не просто грамотных, но высокообразованных людей. И хотя метод ксилографической печати несомненно ускорил технологию книгопроизводства – ведь созданную единожды матрицу можно было использовать снова и снова – книги все еще оставались доступны лишь для зажиточного сословия. Средневековые тиражи по сравнению с современными выглядят просто жалко: 100-300 экземпляров считалось хорошим объемом. Неудивительно, что сегодня за инкунабулы – так называют специалисты «первопечатные» книги, изданные до 1501 года – на аукционах отдают целое состояние, а ведущие библиотеки мира соперничают своими коллекциями. Труд гравировщика был долог и кропотлив, допущенная в конце ошибка ставила крест на всей работе – изменение текста не представлялось возможным. Рано или поздно от переноса изображения методом ксилографии нужно было отказаться.
Раз иероглиф, два иероглиф.
Первая в мире наборная форма для воспроизведения текста увидела свет в Китае. Изобретателем ее считается «некий простолюдин Би Шэн», который в годы правления Цин Ли (1041 – 1048) придумал подвижный шрифт. Би Шэн был гончаром, и потому первые литеры для наборной печати были выполнены из обожженной глины. Последователь Би Шэна Ван Чжэн усовершенствовал печать с использованием глиняных литер, а в 1297-1298 годах предложил свой метод наборной печати, в котором вместо глины использовал дерево. Смена «штамповочного материала» позволила значительно ускорить процесс – деревянные литеры не требовали предварительного обжига.
На этом список «ноу-хау» Ван Чжэна не заканчивается: он также придумал систему механических приспособлений, с помощью которых можно было быстро выполнять простейшие повторяющиеся действия, ранее требовавшие однообразного ручного труда. Можно сказать, что это был первый типографский автомат – хотя и со скидкой на древность, конечно же. Пришлось ему потрудиться и над алгоритмом организации литер, ведь в китайском языке тысячи иероглифических знаков (помните анекдот о бедных китайских машинистках?). И все же наборный шрифт в Поднебесной, несмотря на все эти «рационализации», развивался медленно – изготовление такого количества литер было слишком трудоемким. Настолько, что вплоть до начала XX века китайцы по-прежнему предпочитали пользоваться деревянными матрицами с вырезанным текстом.
Переворот
А что же Европа? Она познакомилась с наборным шрифтом на четыре века позже Китая. Но, в отличие от метода ксилографии, чью технологию, скорее всего, просто «позаимствовали» у соседа, способ набора текста из отдельных подвижных литер европейцы «честно» переоткрыли заново – в 1440 году в тогда еще немецком городе Страсбурге. Самым первым европейским первопечатником стал Иоганн Гутенберг.
Открыв теорию метода, Гутенберг начал шлифовать технологию. Вначале буквы вырезались на манер печатей – на концах деревянных столбиков. Эти столбики были просверлены с боков и нанизывались на нитку – так получалась строчка; строчки, в свою очередь, закреплялись на общей доске и отделялись друг от друга бортиками. Но работать с деревом было неудобно, вырезать буквы из металла – долго и дорого. Тогда Гутенберг придумывает способ, как без труда отливать подвижные литеры: выпуклая буква вначале вырезается из твердого металла, затем втапливается в форму металла мягкого, в результате чего получается ее зеркальная матрица – теперь, используя эту матрицу, можно отлить необходимое количество букв. Будучи единожды отлитыми, литеры могут использоваться снова и снова – напечатав страницу, наборщик попросту высыпает буквы из рамки. Изобретение наборного шрифта само по себе является революционным открытием, но Гутенберг на нем не останавливается – для процесса печати он использует особый состав чернил на основе масла, а также печатный пресс, немного похожий на использовавшиеся в те года прессы для приготовления вина.
В 1450 году Гутенберг печатает немецкую поэму – и это его первое напечатанное произведение. С 1454 по 1455, получив заказ от церкви, он выпускает тысячи папских индульгенций, а в 1455 в его мастерской появляются на свет 42-строчная Библия, признанная образцовой по качеству изготовления и оформления. Тираж этой Библии составил 180 экземпляров. Высочайшему качеству книги сопутствовала относительно низкая цена. Это был настоящий переворот в книгопечатании.
С 1460-х годов печатные машины, основанные на принципе, заложенном Гутенбергом, начали быстро распространяться по всей Европе. Книги перестали быть предметами роскоши. Революция в книгопечатании сыграла основную роль в развитии Ренессанса и Реформации, а изобретение Гутенбергом наборного шрифта часто расценивается как самое важное открытие второго тысячелетия.
Глядя вперед
Время идет, и наука – в том числе и полиграфическая – не стоит на месте. Модернизируются печатные машины, изобретаются все новые способы печати. Одно из последних изобретений в этой области – печатающая головка для принтера JeTrix, разработанная израильскими учеными, которая позволяет печатать до тысячи страниц в минуту. Технология пока совершенствуется, но результат обещает взорвать полиграфическую промышленность – печать в типографиях станет невыгодной, книги, журналы, газеты – все это можно будет производить прямо на месте продажи по заказу клиента. Будет ли внедрена эта революционная разработка? Станем ли мы заказывать книги, как кофе, в специальных автоматах?
© ООО “Печатаем Вместе”, 2020. Все права защищены. Телефон в Москве: +7 (499) 322-15-14. Телефон по России: +7 (800) 333-2514 (звонок бесплатный)
Развитие ремесел, промышленности, науки и техники, зарождение капиталистического уклада экономики, а также развитие общественных связей требовали ускорения обмена и распространения информации. Старые оборудование и технологии уже не могли удовлетворить возросшие требования к тиражности и оперативности выпуска печатной продукции. Увеличение количества печатных станков без повышения их производительности было тупиковым путем. Рост производительности печатного оборудования стал особенно актуальным с появлением газет. Делать много одинаковых печатных форм и печатать на многих станках одновременно, чтобы получить большой тираж газеты за короткое время, было экономически невыгодно. В результате были изобретены однокрасочные листовые печатные машины с автоматическим накатом краски, позиционированием листа, созданием и снятием давления печати. Ручными остались только процессы подачи бумаги и приемки оттиска. Так создавалось промышленное производство печатной продукции — полиграфия. Kartapremium. ru Печатная машина — это еще не типография, но без нее типография не может обойтись. При использовании печатных станков печатная форма определяла как время подготовки издания и себестоимость продукции, так и технологию и качество печати. Печатник (он же и издатель) мог на одном станке использовать формы разных типов — все зависело от его понимания рациональности и выгоды, от его умения и желания..