Стерео — ярко выраженный эффект объема композиции или объекта.
- Ароматическая полиграфия
- Стерео
- Информационные системы поддержки в полиграфии.
- Этапы развития
- СРЕДСТВА ОПЕРАТИВНОЙ ПОЛИГРАФИИ
- Что такое полиграфия: Какие средства оперативной полиграфии необходимы для ис
- Что отличает оперативную печать от других видов печати?
- Что такое оперативная полиграфия
- В каких случаях используется оперативная печать?
- Оперативная полиграфия
- Средства оперативной полиграфии
Ароматическая полиграфия
Ароматическая полиграфия — полиграфия с применением ароматических красок и лаков. Одна из существующих технологий основана на добавлении ароматических масел в типографскую краску.
Но более популярны две схожие технологии, которые по аналогии с английскими названиями можно назвать «поскреби и понюхай» и «оторви и понюхай». Технологии основаны на добавлении ароматических веществ, заключенных в микрокапсулы в типографскую краску. В первом случае, для получения запаха, по зоне ароматической печати необходимо поскрести, чтобы разрушить оболочки микрокапсул. Во втором случае участок с ароматической печатью прикрывается наклеенной бумагой, при отрыве которой аналогичным образом разрушаются микрокапсулы и высвобождается запах.
Последние две технологии более популярны, так как позволяют получить запах в нужное время. [1] [2]
Стерео
Стерео — ярко выраженный эффект объема композиции или объекта.
Этот эффект основан на том, что при просмотре полученного стереоизображения один глаз видит объект с одного ракурса, другой глаз — с другого. Таким образом, вы видите объект так, что возникает видимость глубины изображения. Для создания стереоэффекта необходима многоракурсная съёмка или 3D-моделирование. Одной из разновидностей стереоэффекта является т. н. «псевдостерео». Эффект основан на взаимном смещении слоёв композиции относительно друг друга и перекрытии одного изображения другим. Преимуществом псевдо-стерео является простота и возможность создавать визуально объёмное изображение из плоских предметов.
Технически может быть реализован в виде разнесённой (для просмотра без специальных технических средств, за счет изменения направления взгляда глаз) или совмещённой (просмотр через анаглифные очки с окрашенными стёклами) стереопары или же при печати на лентикулярном (линзовом) растре.
Третий упомянутый тип ИС РП ориентирован на работу менеджера полиграфического заказа. Отметим, что современное малосерийное производство, к которому относится полиграфия, представляет собой поток заказов со сроком исполнения от нескольких часов до нескольких дней. Роль менеджера заказа, который полностью отвечает за его выполнение, является решающей в эффективности работы организации. Современный менеджер работает в специально созданной для его нужд компьютерной системе, которую удобней всего называть ИС РП ведения заказа. Перечислим основные обязанности менеджера заказа и одновременно функции этого третьего типа ИС РП.
Информационные системы поддержки в полиграфии.
В полиграфии в настоящее время наблюдается следующая ситуация. Типичным является предложение трех согласованных друг с другом ИС РП.
Первая из них покрывает допечатные процессы от верстки до передачи компьютерного оригинал-макета на СТР (изготовление печатных форм) или прямо на цифровую печать. В устаревающем варианте сюда включается и производство фотоформ. Эти ИС РП выполняют такие операции, как префлайтинг, трепинг, переформатирование, OPI-процессы, спуск полос, цветоделение и растрирование, мягкую (экранную) цветопробу и некоторые другие действия. Одно из используемых наименований для таких систем поддержки - это “специальные препресс-системы”. Их типичными примерами являются программные продукты Apogee фирмы AGFA, Prinegry фирмы Creo, MetaDumension фирмы Heidelberg
Второй тип ИС РП покрывает потребности в управлении и контроле работы полиграфической техники на печатной и частично послепечатной стадиях. С ее помощью свою работу выполняют цеховой инженер, технолог, сменный мастер. Такая ИС РП относится к классу цеховых, подобные системы известны и в других отраслях. Основные функции цеховой ИС РП можно подразделить на настроечные, управляющие и мониторинговые. Приведем ряд конкретных операций, которые в автоматическом и полуавтоматическом режимах выполняет такая ИС РП в полиграфии.
В области предварительной настройки (производимой до включения печатной машины в работу) цеховая ИС РП производит приводку красок и настройку красочных зон, настройку красочных регистров и дукторных цилиндров, настройку увлажняющего аппарата, приводку рубки, настройку фальцаппарата, корректировку производственного заказа.
В области управления процессами производства цеховая ИС РП управляет подачей бумаги, регулирует подачу красок и увлажняющего раствора, осуществляет приводку и совмещение красок, выполняет коррекцию контрастности, управляет натяжением полотна и работой поворотных штанг (при рулонной печати), регистрирует подачу оттисков на послепечатные операции, контролирует рубку, фальцовку, сборку и управляет работой многочисленных датчиков. Основные аппаратно-программные модули цеховой ИС РП могут быть дополнены и другими устройствами, например, для управления смывом краски, сушкой листов, нанесением клея, движением подающих транспортеров и пр.
Мониторинг производства включает в себя такие виды работ, как наглядное отображение на мониторах и табло хода производственного процесса, учет расходных материалов и количества оттисков, учет макулатуры, фиксация сбоев и простоев, учет износа и загрязнения, ведение компьютерного протокольного журнала, первичная обработка и архивирование данных, передача информации на верхние управляющие уровни. Подчеркнем, что мониторинг несет в себе обучающую и дисциплинирующую функцию. Потом всегда можно разобраться, правильные ли решения были приняты человеком и компьютером, определить хорошие решения как прецеденты и шаблоны и ввести их в алгоритмы и программы управления.
Примером продажного варианта цеховой ИС РП является система PECOM от фирмы MAN Roland.
Третий упомянутый тип ИС РП ориентирован на работу менеджера полиграфического заказа. Отметим, что современное малосерийное производство, к которому относится полиграфия, представляет собой поток заказов со сроком исполнения от нескольких часов до нескольких дней. Роль менеджера заказа, который полностью отвечает за его выполнение, является решающей в эффективности работы организации. Современный менеджер работает в специально созданной для его нужд компьютерной системе, которую удобней всего называть ИС РП ведения заказа. Перечислим основные обязанности менеджера заказа и одновременно функции этого третьего типа ИС РП.
Прежде всего, выполняется предкалькуляция заказа (срок - до нескольких минут на ввод основных параметров) и заключение заказа. Определяется статус заказа. Далее происходит заказ требуемой бумаги и краски и производится плановая калькуляция. Компьютер определяет складские операции и документирует складскую работу. Происходит планирование сроков и работ с учетом логистики операций и занятости мощностей. После начала работы печатной машины менеджер имеет связь с пультами управления техникой для оперативного получения основных параметров. Как правило, в его распоряжении есть возможности управления сроками и рядом других технологических параметров. Ведется компьютерный бюллетень, отражающий ход выполнения заказа. Одновременно идет расчет статей расходов на основании реальных данных с работаю-щей техники (реальная калькуляция), выполняется ряд других элементов управления финансами. Могут происходить внутрипроизводственные расчеты, и даже расчет зарплаты всем участникам выполнения заказа. Все это контролируется менеджером на экране монитора или на специальном интерактивном табло. Происходит администрирование готовой продукции, т. е. учет прейскурантов для продажи, систем скидок и прочего. Производится контроль сбытовых операций (работы службы сбыта).
Подчеркнем, что менеджер работает с целым рядом баз данных (более 10), правда, большая часть информации из них автоматически поступает на средства визуального отображения. Отчет о выполнении заказа составляется автоматически (при помощи специальной программы) и лишь просматривается менеджером перед его утверждением.
Типичным примером продажного варианта ИС РП ведения заказа является система DISO от фирмы MAN Roland.
Описанные выше три типа ИС РП широко обмениваются информацией друг с другом. При этом в целом движение информации идет от допечатной подготовки к цеховой ИС РП и далее в ИС РП ведения заказа. Но возможны и обратные движения. Все приведенные системы ориентированы на работу по принципу “карточки заданий” (JobTicket).
Процесс автоматизирован: открыть макет, загрузить материал, установить параметры, нажать на кнопку запуска и получить продукт. Мощные компьютеры облегчают контроль процесса.
Этапы развития
Ограниченный спектр носителей в прошлом. Цифровое оборудование поддерживает всё больше материалов. И если еще вчера при оперативной печати не использовали картон или бумагу плотностью от 300 г/м², то сегодня принтеры без проблем работают с ними. Техника совместима и с гладкими бумагами Color Copy.
Были сложности с носителями плотностью до 80 г/м² — они не выдерживали температуры запекания тонеров. Сегодня оборудование печатает на бумаге плотностью от 45 г/м². Конструкторы оптимизируют расход печатных материалов, упрощают управление машинами.
Печатная форма изготавливается на металлической (фольга) или гидрофильной бумажной пластине путем печатания на пишущей машинке (принтере) либо электрографическим или термографическим копированием документа, но с обязательным использованием жирового красителя. При печати на РотапринтахНа пластину накатывается краска, налипающая на жирные места, а затем контактным способом через промежуточное эластичное звено (офсетный барабан) краска переносится на бумагу для получения копии.
СРЕДСТВА ОПЕРАТИВНОЙ ПОЛИГРАФИИ
Оперативная полиграфия обеспечивает быстрое получение качественной полиграфической продукции в значительных тиражах в условиях обычного учреждения, офиса. Оперативную полиграфию можно отнести к наиболее существенным достижениям второй половины XX в., ибо она является мощнейшим средством воздействия на общество: это важнейший инструмент рекламы, пропаганды, важный фактор развития национальной культуры и образования. Существует много различных способов печати в полиграфии: высокая, глубокая, трафаретная, Гектографическая, офсетная и др. Высокая и Глубокая печать самые совершенные способы печати для массового тиражирования книг, брошюр; в них используются объемные печатные формы, выпуклые при высокой печати и углубленные при глубокой. В оперативной полиграфии применяются, как правило, плоские печатные формы.
Гектографическая печать. Принцип ее основан на изготовлении печатной формы с большим запасом краски, которая постепенно растворяется спиртом (отсюда распространенное ее название – спиртовая печать) и расходуется, переносясь на копии.
Печатная форма изготавливается на мелованной бумаге путем переноса на нее при помощи специальной копировальной бумаги зеркального изображения документа. Печать выполняется на гектографах путем увлажнения бумаги спиртом и контактного переноса тонкого слоя краски с печатной формы на эту бумагу. С одной печатной формы можно получить 100 – 200 оттисков. Гектографическая печать применяется при небольшом тиражировании 25 – 250 экз.
Достоинства этой печати: возможность многоцветной печати, низкая стоимость расходных материалов, недостатки: низкое качество копий и их выцветание со временем.
Гектографическая печать применяется для дешевого быстрого тиражирования материалов невысокого качества.
Примеры гектографов: Янтарь, ГС-А4, Grammaprint, Drester и др.
Офсетная печать. В основе офсетной печати лежит принцип несмешиваемости масла и воды. Печать выполняется с плоской поверхности (формы), обработанной таким образом, чтобы участки, соответствующие наносимому изображению, удерживали краску на масляной основе и отталкивали воду, а остальная поверхность удерживала воду и отталкивала краску.
Печатная форма изготавливается на металлической (фольга) или гидрофильной бумажной пластине путем печатания на пишущей машинке (принтере) либо электрографическим или термографическим копированием документа, но с обязательным использованием жирового красителя. При печати на РотапринтахНа пластину накатывается краска, налипающая на жирные места, а затем контактным способом через промежуточное эластичное звено (офсетный барабан) краска переносится на бумагу для получения копии.
- высокое качество печати;
- возможность большого тиражирования – 5 тыс, оттисков с металлической формы н 400 – 1500 с бумажной;
- простота редактирования печатной формы (специальной офсетной резинкой или обезжиривающим средством);
- возможность повторного использования (до 5-7 раз) пластины из фольги;
- возможность многоцветной печати. Недостатки:
- сложность изготовления печатной формы и процесса копирования;
- высокая стоимость оборудования.
Ротапринты: ПОЛ-35, КРЦ-3, РЦ-2-А4, Офсета 11, ГЕКА, ftominor, Gestetner. Plate-master и др.
Трафаретная печать. Печатная форма – трафарет, изготавливается на листе восковой, желатиновой или коллоидной бумаги либо на пленке путем пробивания в ней микроотверстий на специальных пишущих машинках или методом электронно-графического копирования. Процесс печати заключается в продавливании краски через трафарет на машинах, называемых Ротаторами
Примеры ротаторов: РС-А4 (ДАР-50), Циклос МХП, Прогресс 1011, Gestetner 480, Rex Rotary 4500.
Электронно-трафаретная печать. Особого внимания заслуживает, безусловно, самый эффективный и перспективный вариант оперативной полиграфии на ризографах, использующий последние достижения цифровой электроники и существенно улучшающий все характерно гики трафаретной печати. Ризографы – сравнительно новый тип копировально-множительной техники; они совмещают традиционную трафаретную печать с современными цифровыми методами изготовления и обработки электронных документов. Подключив ризограф к компьютеру через параллельный порт, его можно использовать для оперативного создания, редактирования и размножения любых полиграфических изданий.
Ризограф был изобретен и создан в 1980 г, в Японии, а уже к началу 1995 г. более 70% японских школ были оснащены ризографами; в России первые ризографы появились l ;1992 г., в 1995 г. их количество у нас превысило 3000. а общие потребности российского рынка составляют, по оценке специалистов,200 тыс. шт.
При подготовке матрицы тиражируемый оригинал документа помещают на встроенный сканер. Сканер считывает информацию, кодирует ее и создает соответствующий цифровой файл. После обработки специальной многослойной мастер-пленки термоголовкой, управляемой этим цифровым файлом, создается рабочая матрица, содержащая копируемое изображение или текст в виде микроотверстий во внешнем слое пленки. Затем рабочая матрица пропитывается специальным красителем, поглощаемым внутренним слоем пленки, и используется как трафарет для тиражирования документа. С одной рабочей матрицы можно получить не менее 4000 оттисков хорошего качества. Все названные процедуры выполняются автоматически.
- использование для копирования бумаги любого типа и качества;
- высокая производительность: первая копия получается через 20 – 30 с, последующий процесс копирования идет со скоростью 60 – 130 оттисков в минуту;
- высокое качество копирования: в текстовом режиме разрешение до 16 точек/мм, в фоторежиме отображение 256 оттенков и градаций яркости;
- возможность копирования цветных документов за несколько прогонов;
- возможность увеличения или уменьшения копий в 2 раза;
- высокая экономичность при большом тиражировании: если стоимость получения 10 копий, например, на ризографе и Ксероксе примерно одинакова, то изготовление 500 оттисков на ризографе обходится в 6 – 8 раз дешевле;
- возможность совместной работы с ПК и, в частности, использования ПК для создания и редактирования документов;
- автоматизация всех процессов, удобство управления, наличие дисплея.
1) роликовой (ризографы RA 4050, 4200, 4300, 4900, OR 1700, 1750);
2) планшетной (ризографы RA5900, 6300, GR 2710. 2750, 3750, SR7200).
Планшетные ризографы позволяют копировать как листовые, так и сброшюрованные материалы. Но они обычно без автоматической подачи оригинала. Ризографы снабжаются дизайнерским планшетом для оформительских работ. С помощью этого планшета who без ножниц и клея макетировать оригинал и оформить копии лучше, чем оригинал. В оригинале, помещенном на планшет, можно специальным карандашом отметить поля, подлежащие изменению, и для каждого поля указать вид обработки. Разметка оригинала везется в диалоговом режиме, при этом асе поля отображаются на дисплее планшета.
Существуют различные категории современных офсетных печатных машин, которые предназначены для выпуска разных форматов, величины тиража и другого. Для примера рассмотрим чуть подробнее некоторые их виды. Малые офсетные машины предназначены для печати малотиражных изданий (до 1000 экз.) на листах А4 (210×290 мм), A3 (290×420 мм) и до размеров 320×450 мм включительно. Печатные формы бумажные и пластиковые. Их получают непосредственно с оригинал-макетов или с помощью фотонаборных устройств. Печать однокрасочная или двухкрасочная [26, с.87].
Что такое полиграфия: Какие средства оперативной полиграфии необходимы для ис
Современная полиграфия – это высокотехнологическое производство с самым широким применением электронных устройств.
На основе цифровых технологий созданы специальные интегрированные системы для допечатного производства (англ. prepress), цифрового изготовления печатных форм, цифровой печати (англ. press) и послепечатной обработки (англ. postpress). Например, по технологии «компьютер – печатная форма» (computer-to-plate) изготовление печатных форм производится без фотоформ путем управляемого компьютером прямого экспонирования или гравирования изображения на формном материале. А технология «компьютер – печатная машина» (computer-to-press) вообще обеспечивает возможность нанесения изображения на печатном материале непосредственно в печатной машине без создания печатных форм.
В настоящее время фотонабор почти полностью вытеснен компьютерным набором. Теперь функция набора, за исключением книг большой типографской сложности, сосредоточена в руках автора и издательства, а не в типографии, как было еще совсем недавно. Потому что с помощью современного программного обеспечения (ПО) можно создавать отпечатанный на лазерном принтере оригинал-макет высокого качества, который и будет являться фоторепродуцируемым макетом будущего издания для типографии. Современные цифровые технологии неузнаваемо изменили процессы издательского дела.
Сегодня на рынке наряду с крупными полиграфическими производственными объединениями («большой», или профессиональной полиграфией) присутствуют мелкие полиграфические предприятия («малая», или оперативная полиграфия). Крупные предприятия имеют высокоточное, высокопроизводительное и дорогостоящее оборудование, выпускают продукцию большими тиражами. Разнообразие более мелких фирм продиктовано современным состоянием бизнеса, увеличением спроса на рекламу. Наблюдаются тенденции уменьшения тиражности изданий, т. е. количества экземпляров печатных изданий за выпуск и одновременное увеличение количества тиражей, повышение красочности продукции; сокращение сроков ее изготовления [32, с.45].
Поэтому оснащение фирм оперативной полиграфии осуществляется в зависимости от целей и возможностей и представляет собой различное оборудование для выпуска средних и малых тиражей всевозможной печатной продукции, в основном, акцидентной (лат. accidentia – случайность): бланки, визитки, афиши, ярлыки, небольшие брошюры и т. п.
Современные издательства, как правило, самостоятельно подготавливают оригинал-макеты и обращаются с заказом на их тиражирование в типографии. Только самые крупные издательства имеют собственные полиграфические комплексы [32, с.43].
В настоящее время в полиграфии применяются различные методы печати в зависимости от вида издания, требуемого качества исполнения, тиража, используемых материалов: офсетная печать; глубокая печать; высокая печать; флексография; трафаретная печать; ризография; термографическая печать; цифровая печать.
Офсетная печать, как и прежде, остается сегодня основным способом воспроизведения полиграфической продукции в различных ее видах: газеты, журналы, книги, художественные альбомы, этикетки, упаковки, разнообразная акцидентная продукция. По прогнозам Исследовательской информационной ассоциации полиграфистов Великобритании (PIRA, Printing Information Research Association), в 2010 г. рыночная доля офсетной печати среди других ее способов составит 40 %, что и тогда превысит доли других основных способов печати. Основными достоинствами офсетной печати, по сравнению с другими способами, являются экономичное изготовление небольших, средних и больших тиражей с высоким качеством на самых различных сортах бумаги, надежное и быстрое изготовление печатных форм как обычными, так и цифровыми способами, а также высокая степень стандартизации и автоматизации всего производственного процесса. Принцип офсетной печати не изменился, только теперь перенос изображения на бумагу происходит не напрямую с жесткой печатной формы, а следующими двумя способами: через промежуточное полотно (эластичное резиновое, пластиковое, бумажное); переносом информации, которая записывается, обрабатывается и выводится на форму построчно из цифровых массивов данных.
Существуют различные категории современных офсетных печатных машин, которые предназначены для выпуска разных форматов, величины тиража и другого. Для примера рассмотрим чуть подробнее некоторые их виды. Малые офсетные машины предназначены для печати малотиражных изданий (до 1000 экз.) на листах А4 (210×290 мм), A3 (290×420 мм) и до размеров 320×450 мм включительно. Печатные формы бумажные и пластиковые. Их получают непосредственно с оригинал-макетов или с помощью фотонаборных устройств. Печать однокрасочная или двухкрасочная [26, с.87].
Листовые офсетные машины предназначены для печати средних тиражей на листах формата A3 и до 1200×1600 мм и более. Хорошо подходят для однокрасочных и многокрасочных изданий. Их используют для печати на широчайшем спектре материалов: от тонких сортов бумаги до пластика и гофрокартона. Спектр производимой продукции также широк: журналы, брошюры, обложки для книг и книги нестандартного формата, рекламная продукция, этикетки, упаковочная продукция, пластиковые карты и т. д.
Рулонные офсетные машины используются при больших тиражах для одноцветной и цветной печати. Современные модели рулонных машин делятся на три группы: газетные агрегаты, предназначенные для производства газет; машины для производства коммерческой продукции (печать журналов, цветных многостраничных каталогов); машины для печатания этикеток и упаковки [29, с.128].
Современные рулонные машины оборудованы системами автоматической настройки, контроля за отходами и микропроцессорной системой управления. По сравнению с листовыми, они отличаются большей производительностью и более узкой специализацией. Качество печати на рулонных машинах обычно несколько ниже, чем на листовых, из-за меньшей точности совмещения красок. Рулонные машины часто содержат модули послепечатной обработки: брошюровки (рубки полотна на полосы и листы, фальцовки, т. е. конечным продуктом являются сфальцованные тетради, готовые к подборке и переплету) или отделки (тиснения фольгой, высечки) [29, с.97].
Цифровая офсетная печать соответствует современным тенденциям развития полиграфической промышленности. Она позволяет увеличить красочность продукции до 6 и более красок. Идеально подходит для печати малых тиражей из-за экономичности и высокой оперативности. В компьютерные файлы печатаемых изображений может быть в любой момент оперативно внесена необходимая дополнительная, персонализированная информация, рассчитанная на конкретного пользователя печатной продукцией. Перспективным направлением для офсетной печати является сочетание офсетного способа с другими способами печати (трафаретной, цифровой), а также со способами облагораживания печатной продукции (тиснение, печать металлическими красками, голограммы и другое).
Метод высокой печати в настоящее время по-прежнему применяется широко. Часто используется для изданий, содержащих только текст, с большим тиражом. Производится на ротационных машинах с применением фотополимерных (отверждающихся при облучении светом) печатных форм. Таким способом печатаются массовые книги в обложках на газетной или книжно-журнальной бумаге [22, с.69].
Флексография – это разновидность высокой печати. Быстро закрепляющаяся краска с летучими растворителями переносится с эластичных печатных форм на не впитывающий ее материал: полимерную пленку, толстый картон. Применяется для полно цветной печати этикеток, упаковок из различных материалов, обоев [26, с.68].
Трафаретная печать – это способ печати, при котором краска продавливается (разгоняется по поверхности) при помощи движущегося специального тупого ножа – ракеля – через отверстия печатной формы, которая представляет собой тончайшую металлическую сетку (раньше использовался шелк, метод назывался шелкографией). Закрытые пробельные элементы не дают краске приникать на материал. Таким образом, получается красочный слой, толщина которого намного превосходит толщину красочных оттисков при других способах печати. Это позволяет получать яркие, насыщенные цвета. Можно печатать на самых разных материалах, в т. ч. неплоских. Метод используется для печати этикеток, художественных репродукций с картин, написанных масляными красками, плакатов, афиш, рекламных проспектов. Этим методом печатают книги для слепых людей [12, с.89].
Метод ризографии был разработан в начале 1980-х гг. японской фирмой «РИЗО». Заключается в следующем: с помощью встроенного в ризограф сканера отсканированное изображение оригинал-макета в цифровом виде передается на термоголовку. Она прожигает мельчайшие отверстия в рулонной полимерной мастер-пленке в соответствии с оригиналом. Готовый мастер автоматически натягивается на поверхность барабана, изнутри которого через тубу поступает краска, проникающая через отверстия в мастере. Листовая бумага подается под цилиндр и прижимается к барабану. Таким образом, получается изображение на бумаге. Это старинный трафаретный способ, дополненный современной цифровой технологией. Этот метод сейчас очень распространен в силу своей низкой стоимости. Многие институты, лаборатории, учебные заведения создают собственные небольшие издательства, оснащенные ризографами. Используется для выпуска изданий небольшими тиражами (100-1000 экз.) с достаточно хорошим качеством [23, с.95].
Подготовленный к печати документ выводится и тиражируется с помощью различных печатных машин. Самым распространенным сегодня является принтер. В полиграфии для изготовления оригинал-макетов используются только лазерные принтеры PostScript, с помощью которых могут быть получены качественные и четкие символы, удовлетворяющие традиционным требованиям печати с разрешением 400-800 и более dpi. Если принтер не имеет RIP-процессора для вывода изображений на бумагу особых эффектов, описанных в файлах PostScript, то получаемые изображения очень похожи на «типографские», но это всего лишь имитация. Потому, что при этом шрифты не соответствуют профессиональным по своим детальным характеристикам. Вывод на обычный лазерный принтер в издательствах осуществляют с целью получения пробных распечаток для проведения корректуры [26, с.76].
Вывод на печать на лазерных принтерах (не-PostScript) широко используется для выпуска различной акцидентной продукции и брошюр в офисах коммерческих фирм, в учебных заведениях разного уровня. В этом случае продукция создается силами сотрудников. Тиражи небольшие, до 100 экземпляров с объемами до 20-30 страниц, с хорошим качеством, которое, конечно, зависит от разрешения принтера. Может потребоваться оборудование для обрезки, брошюровки и скрепления страниц.
Нужно отметить, что происходит увеличение заказов на создание специальных малотиражных изданий именно таким способом, и тенденция эта будет все увеличиваться, так как выполняется заказ за очень небольшое время, не требуются дополнительные расходы по созданию печатных форм и настройки оборудования, есть и другие преимущества.
Достаточно широко применяется метод ксерокопирования. Этот способ обходится дешевле, чем печать на лазерных принтерах, так как достаточно иметь один оригинал-макет хорошего качества. Но качество получаемых изображений ниже. Обычно используется для получения дешевых копий печатной продукции невысокого качества [26, с.89].
Очень перспективным считается прямой метод печати. В нем нет промежуточного этапа по изготовлению фотоформ и печатных форм. Оригинал-макет в этом случае существует лишь в электронном виде – в файле PostScript. Изображение наносится непосредственно в специальной печатной машине лазерным лучом, управляемым данными файлов PostScript. Прямое экспонирование приводит к значительному сокращению технологического цикла и обеспечивает заметное повышение качества получаемых форм. Реализация этой технологии позволяет сделать весь допечатный процесс полностью цифровым, а значит, более современным, удобным и управляемым, одновременно предоставляя средства, которые можно эффективно использовать при автоматизации этого этапа печати. Таким способом можно получать многоцветные изображения очень высокого качества [26, с.132].
В современной полиграфии имеют место настольно-издательские технологии. Первые издательские системы на основе персональных компьютеров (отсюда название «настольно-издательские системы») появились в начале 1980-х гг., когда были созданы лазерные принтеры, позволяющие выводить текст и графику с полиграфическим качеством печати. Появление таких принтеров стало стимулом к бурному развитию аппаратных и программных средств, обеспечивающих издательский процесс, более совершенных ПК, мониторов высокого разрешения, сканеров, высокопроизводительных лазерных принтеров, текстовых редакторов, программ верстки и макетирования, графических пакетов, корректоров орфографии и синтаксиса и т. п.. В результате такого быстрого прогресса производство различных устройств, программного обеспечения (ПО) для издательских систем стало одним из наиболее важных направлений развития компьютерной техники в середине 1980-х гг. и в настоящее время занимает значительное место на мировом рынке [19, с.124].
Термин «настольная издательская система» появился в результате перевода с английского языка термина «desktop publishing». Аббревиатура русского перевода – НИС – не прижилась, в профессиональной литературе используется сокращение английского термина – DTP. Есть еще один английский термин, объединяющий компьютерное оборудование и ПО, с помощью которых производится, как говорят, допечатная подготовка изданий «prepress».
Настольная издательская система (или DTP) – это совокупность аппаратных и программных средств для подготовки и создания образца печатной продукции, готового к тиражированию. Образцом печатной продукции является оригинал-макет, в котором текст и иллюстрации размещены точно так же, как в будущем издании. Настольно-издательская система обеспечивает все этапы создания оригинал-макетов (от разработки до вывода на печать), а также точную цветопередачу. Основной задачей DTP является автоматизация подготовки оригинал-макетов.
В состав аппаратной части настольно-издательской системы входят: мощные ПК с большим объемом оперативной памяти и жесткого диска, с «быстрой» видеокартой; устройства ввода информации, такие как сканер, цифровой планшет, цифровой фотоаппарат; устройства вывода информации – монитор с высокой разрешающей способностью, лазерный принтер.
Издательская система предназначена для «сборки» макета печатного издания из текстовых и графических блоков. Эти блоки – набранный текст, фотографии, рисунки – как правило, создаются в отдельных приложениях, обладающих специальными функциями для их создания и обработки. Поэтому так широк спектр программного обеспечения настольной издательской системы, которое включает: текстовые редакторы, или процессоры; графические пакеты программ; программы верстки; программное обеспечение различного характера и назначения, например, программу распознавания текста при сканировании, электронный переводчик, программы для создания шрифтов и другое.
Конкретная комплектация настольно-издательской системы зависит от ее назначения. Журналисту или переводчику совсем не обязательно иметь компьютер с мощной графической системой, но ему понадобится, возможно, электронный переводчик. А художник, иллюстратор, дизайнер должны иметь не только ПК, оснащенный хорошей видеокартой с большим объемом видеопамяти, монитор с высоким разрешением, но и профессиональные программы для подготовки сложной графики, трехмерной графики, библиотеки изображений и т. п. [12, с.127]
Публикации могут быть подготовлены в принципиально разных программах, на компьютерах с различными операционными системами. Для того чтобы обеспечить возможность обмена изображениями, шрифтами между издательствами, сервисными бюро, используется универсальный язык PostScript, создание которого в свое время стало прорывом в полиграфии. Разработан этот язык был фирмой BellLabs в 1981 г., в 1985 г. права перешли к компании Adobe Systems (США). Постскрипт-файл, написанный на этом языке, представляет собой обыкновенный текстовый файл (с расширением ps), строки которого последовательно описывают изображение. Самым важным является то, что качество изображения, описанного в постскрипт-файле, не зависит от качества принтеров. В любом хорошем лазерном принтере содержится (или может быть установлен дополнительно) интерпретатор PostScript. Для обмена файлами между издательскими приложениями также используются форматы, основанные на PostScript: PDF (Adobe Acrobat), AI (Adobe Illustrator), EPS (Encapsulated PostScript). Например, универсальный формат, который называется Portable Documents Format (PDF), является аппаратно-независимым, он может включать текст, векторную и точечную графику, поддерживать технологию гиперсвязей.
Полностью подготовленный с помощью настольно-издательских технологий оригинал-макет можно выводить: на лазерный принтер, если тираж небольшой; на множительную технику (ризографы) для тиража средних размеров; в электронную наборную машину для создания фотографического изображения (фотонаборные автоматы), которое можно использовать для создания фотоформ, а уже с них проводить печатание (для больших тиражей); непосредственно в цифровую печатную машину.
Остановимся подробнее на программах для настольной издательской системы. Прежде всего, нужно сказать несколько слов о фирме Adobe Systems Inc., которая является лидером в мире издательского программного обеспечения. Трудно представить себе издательство, в котором не использовались бы продукты Adobe: Acrobat, Photoshop, PageMaker, InDesign, FrameMaker, Illustrator, Streamline, TypeManager и др. Программы, созданные Adobe, используются и на PC (персональных компьютерах IBM PC), и на Macintosh (персональные компьютеры фирмы Apple), на Sun, Silicon Graphics и др.
Одна из распространенных программ – Adobe PageMaker. Первая версия этой программы вышла в июле 1985 г. Простота, широкие возможности программы на протяжении почти десятилетия делали ее бессменным лидером на рынке настольных издательских систем. Но в начале 1990-х гг. PageMaker стал сдавать свои позиции – сегодня цветные публикации высокой сложности верстаются в других программах. A PageMaker осталась очень популярной программой верстки, легкой в освоении, позволяющей быстро создавать несложные документы профессионального качества. В основном используется для деловых публикаций, несложных рекламных материалов. В ней имеется множество всевозможных шаблонов документов, иллюстраций.
Достойна внимания и Adobe FrameMaker – программа верстки для создания, в первую очередь, книг технического содержания (документация, учебники, справочники). В программе имеются встроенные табличный редактор, редактор для формул, механизм автоматического создания вспомогательного текста (сносок, оглавления, указателя).
QuarkXPress – профессиональная программа верстки цветных изданий: журналов, газет, буклетов, книг с большим количеством иллюстраций. Значительным преимуществом программы является ее модульность, т. е. возможность подключать различные модули для наращивания возможностей программы. Также к ее достоинствам нужно отнести высокую скорость работы независимо от размера и сложности публикации.
Один из последних продуктов фирмы Adobe программа Adobe InDesing, предназначенная для создания профессиональной дизайнерской сложной по исполнению печатной продукции, чаще рекламного характера. Имеется встроенный векторный редактор.
Corel Ventura – профессиональная программа верстки для создания публикаций различной сложности. Имеются встроенные табличный и формульный редакторы, корректно работает с цветом.
Adobe Illustrator – редактор векторной графики, предназначенный для создания изображений, которые используются в полиграфии, в электронных презентациях и Web-дизайне.
CorelDRAW – универсальная, мощная программа-редактор векторной графики, используется в равной степени для создания изображений в промышленном дизайне, для Web-страниц, в разработке рекламной продукции и в подготовке публикаций. Привлекает рациональный пользовательский интерфейс программы, что делает ее легкой в освоении векторной графики.
Adobe Photoshop – популярнейший редактор пиксельной графики, который предлагает практически все возможности по обработке сканированной графики и созданию сложных изобразительных монтажей.
Прикладные программные пакеты (ППП) для обработки текстовой информации, например, Microsoft Word – мощный текстовый процессор, в котором производится набор, редактирование и форматирование текстов.
Редактор формул MathType фирмы Design Science – мощная программа для включения в текст публикаций математических формул, простая в использовании.
Возможности и отличительные особенности MathType включают в себя следующее: набор шрифтов с огромным числом математических символов, шаблоны и символы, используемые в геометрии, химии и других областях науки, профессиональная работа с цветом, возможность преобразования формул на другие языки, такие как TЕX, AMS-ТЕХ, LaTЕX, MathML и другие.
Adobe Type Manager (ATM) Deluxe – программа, обеспечивающая управление шрифтами в форматах PostScript® Type 1, ОреnТуре и TrueType.
Таким образом, средства оперативной полиграфии повышают производительность труда и оперативность выполняемых работ.
Оперативной печатью называют тип полиграфии, при котором рисунок, надпись, логотип в короткие сроки переносят на поверхность. Оперативная полиграфия, как следует из названия, требует небольшого времени на выполнение заказа, и практически универсальна – этот метод можно применить для печати продукции в большинстве случаев.
Что отличает оперативную печать от других видов печати?
Одним из важных факторов исполнения заказа является возможность создать уникальное изделие. Скоростная печать на цифровом оборудовании дает возможность сделать это легко и быстро, в отличие от других типов передачи изображения. В том случае, если каждый экземпляр необходимо персонифицировать, цифровая печать очень удобна, так как все изменения делаются на компьютере. Также оперативная полиграфия отличается простотой передачи оттиска – прямой метод печати, о котором говорилось выше, позволяет сохранить качество изображения без дополнительных средств и сложностей. Готовое изображение яркое, отличается большой палитрой оттенков и четкое. Также возможно использование большого спектра материалов: картона различной толщины, самоклеящейся и обычной бумаги.
Таким образом, мы рассмотрели особенности оперативной полиграфии, её положительные стороны, технологию процесса и спектр применимости.
Стандартные рекламные буклеты имеют точно такой же формат, как листовки формата А4. Но здесь имеет место одна деталь, заключающаяся в том, что буклетам, помимо обрезки необходима ещё и фальцовка. Но, несмотря на всё это, в данном случае цифровая печать может произвести 500 экземпляров рекламных буклетов.
Что такое оперативная полиграфия
Оперативная полиграфия имеет очень важный подпункт, именуемый оперативной печатью. И если понятие полиграфии представляет собой совокупность нескольких технологических процессов, то оперативная печать – это просто печать, производимая с готового макета. Описанное выше, относится не только к цифровой печати, но и к офсетной печати тоже.
Необходимость оперативной печати возникает тогда, когда, к примеру, обстоятельства складываются так, что нужно допечатать тираж или создать новый. При таких условиях вы можете доставить готовый макет на цифровом носителе к нам, в полиграфию «Урбан Графикс» или отправить его по электронной почте. В случае, соответствия вашего макета всем необходимым требованиям, происходит немедленная отправка его в печать, и вам обеспечено быстрое получение отпечатанного тиража, при условии, что объём последнего не будет большим.
В каких случаях используется оперативная печать?
На цифровом принтере допускается напечатание до 1000 штук визиток размером 90х50 мм оперативным способом. Вам будет отпускаться полностью готовый тираж с резкой и упаковкой.
В оперативном варианте наша полиграфия способна пропустить 500 штук рекламных листовок формата А4. При случае применения формата А5, количество будет удвоено. При необходимости напечатания флаеров формата 1/3 А4, количество рекламных листовок достигнет не 500, а 1000 штук.
Стандартные рекламные буклеты имеют точно такой же формат, как листовки формата А4. Но здесь имеет место одна деталь, заключающаяся в том, что буклетам, помимо обрезки необходима ещё и фальцовка. Но, несмотря на всё это, в данном случае цифровая печать может произвести 500 экземпляров рекламных буклетов.
Полиграфия «Урбан Графикс» в состоянии напечатать неопределенное количество наклеек. Точный подсчёт произвести невозможно, поскольку это зависит от размера наклеек. Но в обязательный порядок входит напечатание минимума 300 листов формата А3.
Печать конвертов и фирменных бланков.
Мы это тоже можем сделать цифровым способом. Количество составляет 300 евро-конвертов и 1000 фирменных бланков. Возникает вопрос о существенной разнице в количестве. Объясняется это тем, что технология печатания конвертов намного превосходит по сложности технологию печатания бланков. Фирменный бланк представляет собой, по сути, простой лист бумаги формата А4, а конверт – весьма непростое печатное изделие.
Copyright © 1995-2022 Компания «Урбан Графикс» – производство штемпельной продукции, полиграфические услуги.
Мы ждем Вас с 10:00 до 19:00 в будни, суббота и воскресенье – выходной
Обращаем Ваше внимание на то, что данный сайт носит исключительно информационный характер
И не является публичной офертой, определяемой положениями ч.2 ст. 437 Гражданского кодекса РФ
Для получения подробной информации о стоимости продукции, пожалуйста, обращайтесь к менеджерам офисов
Тампонная печать. Тампонная печать предназначена для нанесения изображений на пластмассу, стекло, металл и изделия сложной формы. Изготовление упаковки часто проходит с использованием этого вида печати.
Оперативная полиграфия
Термин "оперативная полиграфия" совсем недавно вошел в нашу жизнь. Многие годы печатная индустрия сталкивалась с проблемой изготовления акцидентной (сейчас используется термин – малотиражной) полиграфии. Проблема состояла в том, чтобы отпечатать тиражи быстро и в то же время качественно: ведь процесс подготовки издания к печати был достаточно трудоемок и, соответственно, длителен по времени, а сокращение какой-либо стадии из этого отлаженного процесса могло сказаться на качестве продукции. Эта проблема имела и другую грань: часто вставали вопросы о возможности печатать малыми тиражами и о стоимости этой продукции: ведь для того, чтобы отпечатать 100 экземпляров визитных карточек, требовалось столько же времени и усилий, как для печати буклета тиражом 1000 экземпляров, при практически одинаковой стоимости печати. Соответственно, эти 100 визиток получались слишком дорогими. Были ограничены возможности послепечатной обработки изданий. Поэтому буквально 10 лет назад как таковой оперативности в полиграфии, т. е. оперативной полиграфии, не было и связано это было с тем, что доминирующей технологией была офсетная печать.
Стремительное развитие в 1990-е гг. компьютерной техники, затронувшее все отрасли промышленности, коснулось и полиграфии. Появились новые технологии печати, основанные на различных способах переноса изображения на любые запечатываемые материалы: цифровые машины, цветные копиры, основанные на методе микропьезоструйной печати, сублимационные принтеры, ризография и другие специальные виды печати. По сравнению со способом офсетной печати данные технологии позволяют получать высококачественные оттиски при меньшей трудоемкости процесса. Изменились также допечатные и послепечатные технологии изготовления изданий. Развитие и оптимизация процессов допечатной обработки информации позволили резко уменьшить время подготовки макетов, цветоделенных пленок и печатных форм, что существенно сказалось на сокращении времени изготовления всего тиража. Применение новых разработок в послепечатных процессах существенно увеличило ассортимент полиграфической продукции. Все эти технологии использует сегодня оперативная полиграфия. Именно оперативная полиграфия позволяет получить практически за один-два дня (или даже часа) качественную продукцию любого вида и любого тиража.
Имея в своем арсенале столь многочисленные способы, оперативная полиграфия очень многогранна. В зависимости от вида производимой продукции и используемого оборудования основные направления оперативной полиграфии можно подразделить на малотиражную полноцветную, широкоформатную полиграфию, черно-белое тиражирование, сувениры и упаковку. Поэтому обязательно нужно учитывать, на каком виде продукции специализируется тот или иной центр оперативной полиграфии. Ведь предприятие, изготавливающее широкоформатную рекламу, вряд ли сможет помочь вам быстро напечатать визитки или карманные календарики, а типография, специализирующаяся по печати на полиэтилене, – сделать несколько экземпляров рекламных футболок.
Самым востребованным направлением оперативной полиграфии является малотиражная полноцветная – это визитки, бланки, конверты, буклеты, листовки и другая рекламная продукция.
Широкоформатная оперативная полиграфия специализируется на изготовлении больших плакатов.
Черно-белое тиражирование – вид оперативной полиграфии, позволяющий дешево и в кратчайшие сроки размножить одноцветные листовки большим тиражом.
Оперативная полиграфия, основанная на использовании сублимации, позволяет при малых тиражах быстро и дешево получать изображения на ткани, ведь использование шелкографии на малых тиражах очень дорого. Технология оперативной полиграфии, использующая тампопечать, применяется для нанесения изображений на сувениры.
Тампонная печать. Тампонная печать предназначена для нанесения изображений на пластмассу, стекло, металл и изделия сложной формы. Изготовление упаковки часто проходит с использованием этого вида печати.
Машины тампонной печати могут сильно отличаться по конструкции, но принцип всегда остается один: с клише с вытравленным углубленным изображением эластичный тампон забирает краску и передает ее под давлением на запечатываемый материал.
Нанесение логотипа на сувениры (ручки, зажигалки, калькуляторы, часы и др.) – основное предназначение машин тампонной печати. Печать на ручках, зажигалках, калькуляторах – это просто. Сувенирная продукция с нанесенным логотипом требуется для большинства мероприятий – от выставок и конференций до торжественных случаев с дарением VIP-подарков. Можно печатать и на таких неровных поверхностях, как скорлупа грецких орехов; это сложнее, зато полученная рекламная продукции при минимуме затрат производит на выставках фурор благодаря своей оригинальности.
Послепечатная обработка. Послепечатной обработкой называются в полиграфии все следующие за печатью этапы обработки продукции, т. е. все работы от того момента, как тираж выходит из печатной машины, и до сдачи этого тиража заказчику.
Послепечатные технологии состоят из процессов изготовления продукта и его облагораживания (при необходимости) с использованием соответствующего оборудования, материалов и контрольных устройств. К стандартным видам послепечатной обработки относят биговку, фальцовку, резку, подборку, крепеж, тиснение, высечку и т. п. Важность стандартов качества послепечатной обработки трудно переоценить, ведь именно от нее зависит окончательный вид изделия – то, что непосредственно получит заказчик от типографии.
Самый основной и общий практически для всех печатных материалов этап – Резка тиража. Эту часть послепечатной обработки не минуют никакие изделия, за исключением цельновырубных (цельновысечных).
Высечка применяется для многих POS-материалов (воблеров, шелфтокеров, диспенсеров), для упаковки, этикетки, для папок. Для высечки того или иного рекламного изделия, имеющего сложный контур, изготавливается специальный вырубной штамп, включающий в себя все необходимые вырубные и биговочные ножи. В штампах иногда также присутствуют пуансоны для высечки отверстий малых диаметров – например, пуансоны часто используются в штампах для высечки бумажных пакетов, в которых требуются отверстия для веревочных ручек. Без высечки не обходится печать открыток, обложек и прочих изделий, имеющих сложную конфигурацию.
Отделочные технологии не меняют форму издания (печатного продукта), но именно они облагораживают его внешний вид, увеличивают долговечность, привлекательность, способствуют повышению спроса, а иногда и ценности. Выше была подробно описана технология тиснения.
Тиснение фольгой. Тиснение фольгой – достаточно древняя и вечно молодая техника. Если раньше мастера применяли тиснение фольгой золотой или серебряной, то в наши дни выбор фольги стал значительно шире. Теперь есть фольга практически любого цвета, причем глянцевая и матовая. По этого мало, существует "голографическая" фольга, сверкающая разными оттенками.
Для тиснения фольгой используют разнообразные машины, имеющие общий принцип действия: с металлического (реже полимерного), нагретого до высокой температуры клише фольга под давлением переносится на запечатываемый материал.
Клише для тиснения фольгой, а также для других видов тиснения делается из разных материалов и по различным технологиям. Заказчикам следует учитывать, что подобрать материал и технологию для клише, не видя макета, невозможно.
Тиснение фольгой называется также еще Горячим тиснением. Технология горячего тиснения заключается в том, что клише для тиснения, посредством которого фольга переносится на тиснящийся материал, нагревается до температуры более 100°С, что и позволяет "припечатывать" фольгу на бумагу.
Блинтовое тиснение. Тиснение без использования фольги, т. е. просто выдавленное на бумаге изображение, называется блинтовым тиснением. Особенно эффектно блинтовое тиснение смотрится на различных красивых тонированных в массе бумагах, как в сочетании с использованием других технологий (например, печати шелкографией или тем же самым тиснением фольгой), так и в качестве единственного элемента дизайна для получения однотонного, выдержанного в строгом стиле изделия.
Иногда блинтовое тиснение используется для оттенения других компонентов изделия – скажем, в виде рамки какой-нибудь важной по смыслу картинке. Блинтовое тиснение наряду с другими видами тиснения активно используется при изготовлении папок для документов, обложки каталогов и банковских годовых отчетов, почетных грамот и дипломов.
Конгревное тиснение. При конгревном тиснении изображение получается не вдавленным, как при блинтовом, а выпуклым. Конгревное тиснение возможно как фольгой (в таком случае изображение одновременно выпуклое и фольгированное), так и без нее – при условии хорошего дизайна и то и другое смотрится чрезвычайно эффектно.
С использованием конгревного тиснения создаются красивые обложки, открытки, пригласительные билеты и различные другие изделия – список ограничен лишь фантазией создающего рекламную продукцию дизайнера и нашими техническими возможностями. Эта печать создана для работы лишь с одним компонентом – краской. Основой нижнего несущего слоя является, как и в традиционной офсетной печати, алюминиевой либо сделана из какого-либо другого, сохраняющего свои размеры при растяжении материала. На пластину напылен полимерный слой, хорошо удерживающий краску. Самым верхним слоем является силиконовое покрытие. На сегодняшний день в мире работают два производителя таких пластин.
При изготовлении календарей карманного типа, некоторых видов карточек, обложек при печати журналов и прочей аналогичной продукции применяется такой вид послепечатной обработки как Ламинация. В зависимости от необходимости ламинация делается односторонней либо двухсторонней, глянцевой либо матовой, достаточно тонкой (32 мкм), средней (75 мкм) или толстой (125 мкм). Они достаточно сильно различаются по толщине: односторонняя ламинация 32 мкм внешне схожа со сплошным УФ-лаком, в то время как двухсторонняя ламинация 125 мкм скорее напоминает пластик.
Для изготовления буклетов, а также для листов брошюр используется Фальцовка, т. е. сгибание листа (пополам, на три части, как-либо иначе). Существуют буклеты как в один, так и в два, три и более фальца. На фальцевальной машине фальцуются изделия из бумаги плотностью не более 150-170 г/м2.
Для материалов с плотностью бумаги от 170-200 г/м2 помимо фальцовки необходимо применять Биговку, так как при фальцовке плотная бумага имеет тенденцию подламываться на сгибе, что, разумеется, не лучшим образом сказывается на внешнем виде изделия.
Технология биговки заключается в продавливании биговочным ножом на бумаге полосы определенной толщины – бита, по которому лист затем легко складывается. Биговка применяется для всех "складывающихся" изделий из плотной бумаги или картона: открыток, пригласительных билетов, обложек и т. д.
К послепечатной обработке относится не только фальцовка листов и биговка обложек, но и Подборка и крепеж рекламных брошюр. Существуют разные способы крепежа: на скрепку (скобу), на клей, на пружину. Способ навивки на пружину чаще применяется для блокнотов, однако используется и для некоторых брошюр. Также навивка необходима для всех видов перекидных календарей (настольных, настенных) и календарей-квартальников. Помимо вышеперечисленных, в полиграфические технологии послепечатной обработки входят: перфорация, установка колец пикколо, кругление углов, сверление отверстий для бирок и т. д.
Лакирование. Эта полиграфическая технология используется для того, чтобы придать уже отпечатанным тиражам более завершенный вид, предотвратить истирание краски, в декоративных целях и т. п. Лакирование производится как глянцевым, так и матовым лаком, как обычным офсетным, так и УФ-лаком. Лакирование может делаться как на офсетных машинах, так и шелкографией, офсетным или УФ-лаком соответственно.
Лакирование тиражей служит нескольким целям. Во-первых, это защитная функция – слой лака предотвращает истирание краски под ним, на насыщенных плашках не остаются отпечатки пальцев и т. п. В большинстве случаев лакируются плашки большого размера – именно они, благодаря значительному количеству краски, больше всего подвержены истиранию и пачканью.
Для защитной цели используется лакирование офсетным лаком – он отлично справляется с этой функцией, будучи одновременно не слишком заметен.
В более редких случаях лакирование офсетным лаком используется и в декоративных целях, например, если отпечатанный на глянцевой бумаге тираж покрывают матовым лаком для устранения блеска бумаги и краски. Технологии лакирования используются в случае, если дизайнерская задумка предполагает такой выделяющийся вид изделия – например, для того, чтобы на нем более контрастно смотрелся глянцевый УФ-лак.
Для декоративной функции используется лакирование У Ф-лаком. Слой УФ-лака, в отличие от офсетного, заметно выделяется на бумаге, напоминая ламинированную поверхность. В результате лакирования глянцевым УФ-лаком получается блестящая, очень гладкая на ощупь поверхность, и, соответственно, лакирование матовым дает достаточно плотный матовый слой.
Достоинствами данной технологии являются: простота изготовления печатных форм, хорошее качество печати; объемы тиражирования от 400 до 1 500 оттисков с одной формы; недостатками – невозможность редактирования печатных форм; необходимость нескольких трафаретов при многоцветной печати.
Средства оперативной полиграфии
Оперативная полиграфия обеспечивает получение качественной полиграфической продукции в значительных тиражах в условиях обычного учреждения, офиса. Она является мощнейшим средством воздействия на общество, выступая важнейшим инструментом рекламы, пропаганды, важным фактором развития национальной культуры и образования.
Гектографическая печать. Принцип ее основан на производстве печатной формы с большим запасом краски, которая постепенно растворяется спиртом (отсюда распространенное ее название – спиртовая печать) и расходуется, переносясь на копии.
Печатная форма изготавливается на мелованной бумаге путем переноса на нее через специальную копировальную бумагу зеркального изображения документа. Печать выполняется на гектографах посредством увлажнения бумаги спиртом и контактного переноса тонкого слоя краски с печатной формы на эту бумагу. С одной печатной формы можно получить 100-200 оттисков. Такой способ печати используется при небольшом тиражировании 25-250 экз. Ее достоинства определяются возможностью многоцветной печати, низкой стоимостью расходных материалов, а недостатки – низким качеством копий и их выцветанием со временем. Поэтому применяется для дешевого быстрого тиражирования материалов невысокого качества.
Офсетная печать (от англ, Offset – перенос) – это технология печати, которая предусматривает перенос краски с печатной формы на материал не напрямую, а через промежуточный офсетный цилиндр.
Подготовка к процессу печати начинается с изготовления оригинал-макета на компьютере. Немаловажным преимуществом такого способа является то, что он не накладывает ограничений на оригинал-макетирование – можно воспроизвести любой замысел художника.
По макету изготавливаются офсетные печатные формы. Они делаются на алюминиевых или цинковых пластинах толщиной 0,35-0,8 мм. Сначала пластины покрываются фоточувствительным материалом. Формы изготавливаются двумя способами. Первый заключается в изготовлении позитива макета – прозрачной пленки с позитивным изображением макета и в засвечивании светочувствительной поверхности пластины через позитив; второй предполагает засвечивание поверхности формы лазером, луч которого экспонирует изображение, отправленное с компьютера, на форму. В результате применения каждого из способов на пластине получается негатив исходного изображения. Затем пластина химически обрабатывается для удаления неэкспонировонной эмульсии. Эта стадия аналогична проявке пленки в фотолаборатории.
Первый традиционный способ получения формы с помощью позитива в полиграфии сейчас называют Фотоофсетом; второй способ – Цифровым офсетом, который является самым современным видом офсетной печати. С помощью данной технологии изображение наносится на печатную форму, непосредственно установленную в печатную машину. Печать производится в печатной машине, когда изготовленная форма установлена на ее формный вал.
Материалы светочувствительного слоя формы подобраны так, что после экспонирования и проявки засвеченные части формы начинают притягивать воду и отталкивать любую маслянистую субстанцию, в частности краску. Такие части называются гидрофильными. Оставшиеся (незасвеченные) части форм начинают, наоборот, отталкивать воду и притягивать краску. Они, в свою очередь, называются гидрофобными.
При печати краску надо нанести на форму, а затем перенести на бумагу. В офсетной машине формный цилиндр, вращаясь, контактирует сначала с увлажняющим роликом, водный раствор с которого смачивает форму, затем – с красящим роликом, и на гидрофобные части формы наносится краска. Краска попадает только на гидрофобные части формы, формируя буквы и изображения. Изображение переносится с вала с печатной формой на офсетный вал, а оттуда – на бумагу. Офсетный вал, покрытый резиной, способствует меньшему износу форм и большей ровности краски.
В офсетной полиграфии есть два способа печати цветного изображения: в несколько прогонов; на многокрасочной печатной машине. Оба этих способа основаны на разложении любого цвета по нескольким цветовым компонентам (например, СМУК). Для каждой страницы цветного изображения изготавливается набор печатных форм, изображение на каждой из которых соответствует компоненту цветов изображения в системе СМУК. Эти пластины либо устанавливаются поочередно в машину с одним набором валов, либо одновременно в машину с несколькими наборами валов. Последние называются многокрасочными.
Если заказчик хочет что-то особенное, можно использовать краски с эффектом серебра или золота. Также используются самые разные лаки: ультрафиолетовый, офсетный, воднодисперсионный. Офсетная печать выполняется на абсолютно любых типах бумажных носителей: мелованной, офсетной, газетной бумаге, бумаге в дизайнерской обработке, на картоне, на виниле и пластике.
Офсетные печатные машины классифицируют по виду материала – ролевые (или ротационные) и листовые. Листовые машины чаще всего применяются для рекламной полиграфии, печати книг, каталогов, визитных карточек, постеров, упаковки и т. п. Ролевые отличаются от листовых машин тем, что в них используются не отдельные бумажные листы, а роли – скатанная в большие ролики бумага. Ролевые офсетные машины в основном применяются для печати газет. Многие как листовые, так и ролевые печатные машины могут печатать сразу на обеих сторонах листа.
Сильными сторонами офсета считаются большие тиражи полноцветной продукции, а слабыми – более длительные сроки по сравнению с цифровой печатью и невозможность внести коррективы в процессе печати. Офсетная печать остается наиболее распространенным способом производства печатной продукции, не смотря на всевозможные технологические достижения современности.
Трафаретная печать. Полиграфическое устройство, использующее метод трафаретной печати, называют Дупликатором. Печатная форма – трафарет, изготавливается на листе восковой, желатиновой или коллоидной бумаги либо на пленке путем пробивания в ней микроотверстии на специальных пишущих машинках или методом электронно-графического копирования. Процесс печати заключается в продавливании краски через трафарет. Другое название трафаретных машин, определяемое принципом устройства их механики, – ротаторы (от лат. Rotator – вращатель).
Достоинствами данной технологии являются: простота изготовления печатных форм, хорошее качество печати; объемы тиражирования от 400 до 1 500 оттисков с одной формы; недостатками – невозможность редактирования печатных форм; необходимость нескольких трафаретов при многоцветной печати.
Электронно-трафаретная печать. Особого внимания заслуживает, безусловно, самый эффективный и перспективный вариант оперативной полиграфии на цифровых дупликаторах – ризографах. Ризографы – сравнительно новый тип копировально-множительной техники; они совмещают традиционную трафаретную печать с современными цифровыми методами изготовления и обработки электронных документов.
Название «ризограф» происходит от имени компании «Я^о», специализирующейся на производстве данных аппаратов и являющейся одним из лидеров рынка их производства. Первый ризограф был создан в 1980 г. в Японии.
Ризограф – это копировальный аппарат, предназначенный для оперативного выпуска одноцветной или многоцветной печатной продукции высокого качества тиражами от нескольких десятков до нескольких тысяч экземпляров. Благодаря компактности, минимальным требованиям к обслуживанию и высокому качеству выпускаемой продукции такие комплексы часто называют мини-лабораториями. Стоит отметить, что они успешно конкурируют с другими печатными машинами, поскольку при увеличении тиража себестоимость одного отпечатка резко уменьшается. Низкая себестоимость, высокий ресурс работы и надежность достигаются благодаря использованию несколько иного принципа печати, чем в обычных копировальных аппаратах или офсетных машинах.
Ризограф представляет собой электронное копировальное устройство, по своей конструкции напоминающее печатную машину (рис. 2.8).
Печать тиража происходит в несколько этапов. Первый этап, как правило, заключается в передаче оригинала на ризограф путем сканирования оригинала встроенным сканером (1) либо в передаче изображения через интерфейс с компьютера. Процессор ризографа осуществляет дальнейшую обработку исходных данных (масштабирование, удаление теней и т. п.). Затем ризограф изготавливает трафаретную форму, называемую мастером. От рулона мастер-пленки (2) автоматически отматывается фрагмент – мастер, на полимерном слое которого термоголовка (3) прожигает микроотверстия в точном соответствии с данными, полученными из процессора. После изготовления мастера он закрепляется на поверхности красящего цилиндра (4), внутри которого расположен картридж с пастообразной краской. Процесс печати каждого оттиска проходит по следующей схеме: лист бумаги из подающего лотка (5) проходит между вращающимся красящим цилиндром (4) и прижимным валиком (6), краска (9) продавливается через микроотверстия в мастере на бумагу, готовый оттиск поступает в приемный лоток (7). Перед началом печати следующего тиража использованный мастер автоматически удаляется с красящего цилиндра на катушку отработанных мастеров (8). Все перечисленные процедуры выполняются автоматически.
Рис. 2.8. Основные узлы ризографа: 1 – сканирующее устройство;
Если ризограф является многокрасочным, то в нем имеются несколько красящих цилиндров и оригинал последовательно проходит через каждый из них.
Конструкция прибора – яркий пример того, как сложение старых, уже известных способов, может породить совершенно новое качество. Процесс изготовления копий с помощью ризографов можно представить как сумму работы сразу трех типографских цехов – фотонаборного, изготовления печатных форм и собственно цеха печати. Один раз, нажав кнопку «пуск», оператор может получить одну-две тысячи копий – именно такова обычно емкость подающего лотка бумаги. В целом с одного мастера можно изготовить до 10 тыс. оттисков, при этом менять тубу с краской требуется лишь после 20 тыс. экземпляров. При соблюдении простейших правил эксплуатации современных ризографов их «безремонтный» ресурс достигает 20 млн копий.
Главное достоинство ризографа – высокая производительность: первая копия получается через 20-30 с, последующий процесс копирования идет со скоростью 50-150 оттисков в минуту. Среди их других достоинств необходимо отметить высокое качество копирования: в текстовом режиме разрешение до 16 точек/мм, в фоторежиме отображение 256 оттенков и градаций яркости; возможность копирования цветных документов за несколько прогонов; высокая экономичность при большом тиражировании – так если стоимость получения 10 копий, например, на ризографе и ксероксе примерно одинакова, то изготовление 500 оттисков на ризографе обходится в 6-8 раз дешевле; возможность совместной работы с ПК и, в частности, использование ПК для создания и редактирования документов; автоматизация всех процессов.
Большинство ризографов оснащены ЖК-дисплеем, который позволяет легко управлять процессом печати, а также перенастраивать установки аппарата. На дисплее устройства отображаются параметры его работы, оставшееся количество краски, количество кадров мастер-пленки, выводятся уведомления о необходимости смены краски, рулона мастер-пленки или удаления отработанной мастер-пленки. Обычно в ризограф встроена собственная память, которая дает возможность сохранять цифровое изображение оригинала для повторных изготовлений мастера при больших тиражах. Также существует память, в которой можно хранить часто тиражируемые оригиналы. Ризографы выпускаются в двух конфигурациях: роликовой и планшетной.
и не является публичной офертой, определяемой положениями ч.2 ст. 437 Гражданского кодекса РФ Dosaaf60region. ru На цифровом принтере допускается напечатание до 1000 штук визиток размером 90х50 мм оперативным способом. Вам будет отпускаться полностью готовый тираж с резкой и упаковкой..