Что такое полиграфия: Краткие сведения из истории развития полиграфии

Полиграфия – отрасль, занимающаяся изданием печатной и упаковочной продукции. К ней относится печать журналов, книг, газет. Здесь я расскажу как началась история полиграфии и печатного дела и куда она пришла теперь.

Основу полиграфии заложили еще первобытные жители, украшавшие стены гротов и пещер наскальными рисунками.

Первое же печатное издание появилось почти 3000 лет назад в Китае. Считается, что первопроходцем стала «Алмазная Сутра». Отсюда и берет начало история полиграфии.

Позже большой вклад в развитие печатного дела внесли египтяне, которые оставили большое количество папирусных свитков. Папирусом назывался особый материал, близкий по своим свойствам к бумаге.
Позже изображения и тексты наносились на кожи животных, бересте, пергаменте. Затем в Китае изобрели бумагу. Это приписывается Цай Луню, который усовершенствовал предыдущий способ. В основу бумаги он положил пеньку, тряпки, древесную золу и волокна шелковицы.
Первая бумага, изобретенная в Европе, появилась только в 1309 году. В любом случае, её создание упростило процесс переписывания книг.
С XIV века в печатном деле наметились важные перемены. В 1390 году появилась первая бумажная фабрика, а в 1436 году Иоганн Гутенберг создал печатный станок. Первой книгой, которую он отпечатал на нем, стала Библия.

Через 21 год полиграфия стала не только черно-белой, но и цветной. Следующих важных событий История полиграфии ждала до 1605 года, когда в Антверпене выпустили первую газету. В те годы печать была длительным процессом и могла идти круглосуточно. Сейчас же круглосуточная полиграфия пользуется спросом в основном при необходимости срочного изготовления больших тиражей рекламной продукции – листовок, брошюр или календарей.

В 1819 году появилась первая ротационная печатная машинка, которая увеличила скорость печати благодаря применению бумаги, свернутой в рулоны. Это позволило увеличить тиражи газет и уменьшить скорость печати. Можно смело сказать, что это стало промышленной революцией в этой сфере.

В 1904 году появился столь популярный сегодня метод офсетной печати, который заключался в переносе краски на бумагу посредством офсетного цилиндра, а не напрямую. Это позволило добиться прямого изображения на печатной форме. Ранее оно было зеркальным.

В XX веке в нашем мире появились компьютеры. Их изобретение привело к возникновению принципиально нового способа печати – цифрового. Темп нашей жизни сделал цифровую печать – одной из самых востребованных. Ведь только цифра может обеспечить оперативные услуги полиграфии или, например, сделать экономически выгодной печать малых тиражей.

История полиграфии

Точное время и место зарождения полиграфии – до сих пор приводит к многочисленным спорам среди историков. Кто-то считает первооткрывателями древний Китай, кто-то утверждает, что услуги полиграфии были востребованы гораздо раньше.

Древние полинезийские индейцы

По одной из версий – первым способом печати можно считать трафаретную печать. Еще задолго до изобретения шелка в Китае, полинезийские индейцы обратили внимание, что через дырочки в листьях банана просачиваются мельчайшие капельки дождя. Умные полинезийцы стали делать в листьях отверстия, а сверху – наливать краску. Проходя через дырочки, краска оставляла отпечаток. Так и появилась прародительница трафаретной печати, используемой и по сей день. Именно эту технологию многие считают основой шелкографического способа печати.

Китай

Интересно, что изобретение полиграфии в Китае началось с изготовления шелковой одежды. Китайцам не нравился однотонный шелк и они придумали, как его раскрасить. Изображение гравировалось на деревянных поверхностях, а затем – переносилось на ткань. И первые книги были не в листах, как мы сегодня привыкли, а в рулонах.

Безусловным прорывом в развитии типографского дела стало изобретение бумаги в 105 году нашей эры. Именно с этого момента началось повсеместное распространение печатных изделий.

Германия

Следующим, кто внес значительный вклад в историю полиграфии, стал немецкий ученый и ювелир Гутенберг. Его изобретение – набор подвижных литер, выполненных из металла и имеющих выпуклую поверхность. Из букв составлялись наборы, на которые наносилась краска, и создавался оттиск изображения на бумаге.

Значение этого изобретения трудно переоценить. Подобные технологии сегодня называются высокая или типографская печать и до сих пор используются в изготовлении газет. На основе изобретения Гутенберга, была создана, пожалуй, самая распространенная технология в сфере услуг полиграфии – офсетная печать. Большинство печатной продукции по всему миру изготавливается именно офсетным способом.

Так же, на основе изобретения немецкого мастера, была создана первая флексографическая машина. Флексографию, как метод печати, называют еще «королевой упаковки». Этим способом создается большинство этикеток и различная упаковочная продукция. Флекс позволяет наносить красочные изображения на самые разные по фактуре и форме поверхности. Офсетные машины с такими задачами не справляются.

П. про­шла дли­тель­ный и слож­ный путь раз­ви­тия. Её тех­нич. ос­но­вой яв­ля­ет­ся изо­бре­тён­ный ок. 1440 И. Гу­тен­бер­гом (счи­та­ет­ся ос­но­во­по­лож­ни­ком ев­роп. кни­го­пе­ча­та­ния) пе­чат­ный ста­нок, ко­то­рый по­зво­лил по­лу­чать про­из­воль­ное чис­ло иден­тич­ных от­тис­ков тек­ста с фор­мы, со­став­лен­ной из под­виж­ных и за­ме­няе­мых эле­мен­тов – ли­тер. В 19 в. изо­бре­те­ние пе­чат­ной ма­ши­ны су­ще­ст­вен­но ус­ко­ри­ло и уде­ше­ви­ло по­ли­гра­фич. про­цес­сы и оз­на­ме­но­ва­лось соз­да­ни­ем по­ли­гра­фич. ма­ши­но­строе­ния. Рост про­из­во­ди­тель­но­сти пе­чат­но­го обо­ру­до­ва­ния стал осо­бен­но ак­ту­аль­ным с по­яв­ле­ни­ем га­зет. Ре­во­лю­ция в пе­ча­ти свя­за­на с изо­бре­те­ни­ем пер­вой плос­ко­пе­чат­ной ма­ши­ны Ф. Кё­ни­гом, на ко­то­рой в 1814 в Лон­до­не от­пе­ча­тан пер­вый но­мер газ. «Таймс» («The Times»). Эта ма­ши­на мог­ла пе­ча­тать до 800 от­тис­ков/ч (про­тив 150 на руч­ном стан­ке и 400 на ти­гель­ной ма­ши­не). В 1851 поя­ви­лись од­но­кра­соч­ные лис­то­вые пе­чат­ные ма­ши­ны с ав­то­ма­тич. на­ка­том крас­ки, по­зи­цио­ни­ро­ва­ни­ем лис­та и др. (руч­ны­ми ос­та­ва­лись толь­ко про­цес­сы по­да­чи бу­ма­ги и при­ём­ки от­тис­ка). Так соз­да­ва­лось пром. про­из-во пе­чат­ной про­дук­ции. Бы­ли изо­бре­те­ны плос­ко­пе­чат­ные ма­ши­ны, со­че­таю­щие пло­скую фор­му и ци­лин­д­рич. да­вя­щую по­верх­ность. С соз­да­ни­ем ро­та­ци­он­ных пе­чат­ных ма­шин поя­ви­лась воз­мож­ность эф­фек­тив­но ра­бо­тать не толь­ко с лис­товой, но и с ру­лон­ной бу­ма­гой. Про­из­во­ди­тель­ность пер­вых ру­лон­ных пе­чат­ных ма­шин дос­ти­га­ла 20 тыс. от­тис­ков/ч. Для срав­не­ния: лис­то­вые плос­ко­пе­чат­ные и лис­то­вые ро­та­ци­он­ные ма­ши­ны с руч­ной по­да­чей лис­тов пе­ча­та­ли в сред­нем 400–500 от­тис­ков/ч. Вы­со­кая ско­рость ра­бо­ты ро­та­ци­он­ных ма­шин по­тре­бо­ва­ла со­вер­шен­ст­во­ва­ния пе­чат­ных кра­сок и др. уров­ня ка­че­ст­ва из­го­тов­ле­ния ме­ха­низ­мов. С раз­ра­бот­кой са­мо­на­кла­дов лис­тов и ав­то­ма­ти­зир. при­ём­ных уст­ройств поя­ви­лись лис­то­вые пе­чат­ные ма­ши­ны-ав­то­ма­ты. Ста­ли соз­да­вать­ся мно­го­кра­соч­ные ма­ши­ны. Рас­ши­рил­ся спектр пе­чат­ной про­дук­ции – по­ми­мо из­да­ний ста­ли про­из­во­дить пром. из­де­лия: упа­ков­ку, эти­кет­ки, обои, бу­маж­ные и плё­ноч­ные по­кры­тия для ме­бель­ной и стро­ит. пром-сти. Раз­ви­тие рек­ла­мы соз­да­ло но­вое на­прав­ле­ние в П. – пе­чат­ную рек­ла­му. По­ли­гра­фи­сты ос­вои­ли но­вые за­пе­ча­ты­вае­мые ма­те­риа­лы: тка­ни, плён­ки, пла­стик, фоль­гу, жесть, гоф­ро­кар­тон, стек­ло, пром. из­де­лия (руч­ки, ос­ве­тит. при­бо­ры, бу­тыл­ки, май­ки, кеп­ки) и др.

Историческая справка

П. про­шла дли­тель­ный и слож­ный путь раз­ви­тия. Её тех­нич. ос­но­вой яв­ля­ет­ся изо­бре­тён­ный ок. 1440 И. Гу­тен­бер­гом (счи­та­ет­ся ос­но­во­по­лож­ни­ком ев­роп. кни­го­пе­ча­та­ния) пе­чат­ный ста­нок, ко­то­рый по­зво­лил по­лу­чать про­из­воль­ное чис­ло иден­тич­ных от­тис­ков тек­ста с фор­мы, со­став­лен­ной из под­виж­ных и за­ме­няе­мых эле­мен­тов – ли­тер. В 19 в. изо­бре­те­ние пе­чат­ной ма­ши­ны су­ще­ст­вен­но ус­ко­ри­ло и уде­ше­ви­ло по­ли­гра­фич. про­цес­сы и оз­на­ме­но­ва­лось соз­да­ни­ем по­ли­гра­фич. ма­ши­но­строе­ния. Рост про­из­во­ди­тель­но­сти пе­чат­но­го обо­ру­до­ва­ния стал осо­бен­но ак­ту­аль­ным с по­яв­ле­ни­ем га­зет. Ре­во­лю­ция в пе­ча­ти свя­за­на с изо­бре­те­ни­ем пер­вой плос­ко­пе­чат­ной ма­ши­ны Ф. Кё­ни­гом, на ко­то­рой в 1814 в Лон­до­не от­пе­ча­тан пер­вый но­мер газ. «Таймс» («The Times»). Эта ма­ши­на мог­ла пе­ча­тать до 800 от­тис­ков/ч (про­тив 150 на руч­ном стан­ке и 400 на ти­гель­ной ма­ши­не). В 1851 поя­ви­лись од­но­кра­соч­ные лис­то­вые пе­чат­ные ма­ши­ны с ав­то­ма­тич. на­ка­том крас­ки, по­зи­цио­ни­ро­ва­ни­ем лис­та и др. (руч­ны­ми ос­та­ва­лись толь­ко про­цес­сы по­да­чи бу­ма­ги и при­ём­ки от­тис­ка). Так соз­да­ва­лось пром. про­из-во пе­чат­ной про­дук­ции. Бы­ли изо­бре­те­ны плос­ко­пе­чат­ные ма­ши­ны, со­че­таю­щие пло­скую фор­му и ци­лин­д­рич. да­вя­щую по­верх­ность. С соз­да­ни­ем ро­та­ци­он­ных пе­чат­ных ма­шин поя­ви­лась воз­мож­ность эф­фек­тив­но ра­бо­тать не толь­ко с лис­товой, но и с ру­лон­ной бу­ма­гой. Про­из­во­ди­тель­ность пер­вых ру­лон­ных пе­чат­ных ма­шин дос­ти­га­ла 20 тыс. от­тис­ков/ч. Для срав­не­ния: лис­то­вые плос­ко­пе­чат­ные и лис­то­вые ро­та­ци­он­ные ма­ши­ны с руч­ной по­да­чей лис­тов пе­ча­та­ли в сред­нем 400–500 от­тис­ков/ч. Вы­со­кая ско­рость ра­бо­ты ро­та­ци­он­ных ма­шин по­тре­бо­ва­ла со­вер­шен­ст­во­ва­ния пе­чат­ных кра­сок и др. уров­ня ка­че­ст­ва из­го­тов­ле­ния ме­ха­низ­мов. С раз­ра­бот­кой са­мо­на­кла­дов лис­тов и ав­то­ма­ти­зир. при­ём­ных уст­ройств поя­ви­лись лис­то­вые пе­чат­ные ма­ши­ны-ав­то­ма­ты. Ста­ли соз­да­вать­ся мно­го­кра­соч­ные ма­ши­ны. Рас­ши­рил­ся спектр пе­чат­ной про­дук­ции – по­ми­мо из­да­ний ста­ли про­из­во­дить пром. из­де­лия: упа­ков­ку, эти­кет­ки, обои, бу­маж­ные и плё­ноч­ные по­кры­тия для ме­бель­ной и стро­ит. пром-сти. Раз­ви­тие рек­ла­мы соз­да­ло но­вое на­прав­ле­ние в П. – пе­чат­ную рек­ла­му. По­ли­гра­фи­сты ос­вои­ли но­вые за­пе­ча­ты­вае­мые ма­те­риа­лы: тка­ни, плён­ки, пла­стик, фоль­гу, жесть, гоф­ро­кар­тон, стек­ло, пром. из­де­лия (руч­ки, ос­ве­тит. при­бо­ры, бу­тыл­ки, май­ки, кеп­ки) и др.

С кон. 20 в. в хо­де на­уч.-тех­нич. ре­во­лю­ции П. раз­ви­ва­ет­ся по сле­дую­щим на­прав­ле­ни­ям: пе­ре­ход к элек­трон­ным спо­со­бам из­го­тов­ле­ния пе­чат­ных форм для всех спо­со­бов пе­ча­ти (см. Ком­пь­ю­тер­ные из­да­тель­ские сис­те­мы), ши­ро­кое при­ме­не­ние оф­сет­ной пе­ча­ти на вы­со­ко­ско­ро­ст­ных ма­ши­нах, соз­да­ние ав­то­ма­тич. по­точ­ных ли­ний в от­де­лоч­ных це­хах, ком­плекс­ная ме­ха­ни­за­ция и ав­то­ма­ти­за­ция все­го про­из-ва.

Гравировка на деревянной доске различных слов или рисунков, с последующим нанесением на них красок, и прижимания этой доски – прессом – к бумаге или ткани, давало четкой изображение. Таким способом можно было копировать, довольно огромное количество экземпляров нужной тематики. Полиграфия в Европе, а заказать сегодня современную полиграфическую продукцию можно на интернет – ресурсе http://www. topprint. by/ типографии «ТопПринт», начала развиваться после изобретения в тысячу четыреста сорок пятом году немецким печатником Иоганном Гутенбергом, многофункционального печатного станка.

История развития полиграфии

Отрасль промышленности, которая занимается производством печатной продукции, а такой продукцией является книжно-журнальная, газетная, деловая, этикеточная, а также упаковочная, – называется полиграфией. Полиграфия имеет давнюю историю своего развития, которая начинается с возникновения печати несколько веков назад. В отличие от методов печати, которые уже давно забыты, основные принципы печатного процесса используются и в настоящее время. Стоит вспомнить о ксилографии – способе печати, который был изобретен китайцами еще в восьмом веке новой эры.

От гравировки до современной полиграфической продукции

Гравировка на деревянной доске различных слов или рисунков, с последующим нанесением на них красок, и прижимания этой доски – прессом – к бумаге или ткани, давало четкой изображение. Таким способом можно было копировать, довольно огромное количество экземпляров нужной тематики. Полиграфия в Европе, а заказать сегодня современную полиграфическую продукцию можно на интернет – ресурсе http://www. topprint. by/ типографии «ТопПринт», начала развиваться после изобретения в тысячу четыреста сорок пятом году немецким печатником Иоганном Гутенбергом, многофункционального печатного станка.

От наборного шрифта до растровой печати

Именно ему удалось первым применить принцип разборного шрифта, при котором металлические литеры могли многократно устанавливаться в различных вариантах. Появление такого печатного станка, эффективно повысило тиражирование книжной продукции, в довольно больших для того времени объемах продукции. Появление в конце девятнадцатого века, современных, на тот час, полиграфических машин, дало толчок дальнейшему более интенсивному развитию книгопечатания. В тысячу девятисот четвертом году американец Айра Рубель открыл офсетный способ печати, который в тридцатых годах прошлого века был дополнен возможностью растровой печати.

Где заказать рекламные буклеты

Такой способ, позволял тиражировать цветные изображения, с помощью основных видов краски, в неограниченных количествах. То, что несколько десятков лет в полиграфии удавалось делать с большими трудностями, сегодня легко набирается и макетируется с помощью компьютерных программ, а готовые макеты размножаются лазерными принтерами. Примером, качественной полиграфической продукции может служить изготовленные компанией «ТопПринт», рекламные буклеты, которые доступно заказать на страничке интернет – ресурса http://www. topprint. by/production/booklets, принадлежащего этой компании.

©Пенза-Взгляд, 2015–2016. Портал актуальных новостей «Пенза-Взгляд».

Использование материалов разрешено только с предварительного согласия правообладателей. Все права на фото-видео, графический и изобразительный контент принадлежат их авторам. Допустимо цитирование не более 30% от исходного текста. Полностью дублировать материалы запрещено (в том числе с использованием RSS). При цитировании материалов гиперссылка на penzavzglyad. ru обязательна.

Редакция не несет ответственности за содержание блогов и комментариев, а также не предоставляет справочной информации. Позиция «Пенза-Взгляд» не всегда совпадает с мнением авторов статей, опубликованных на интернет-портале.

Закончив работу с «Harris Press Compani» в 1907 году, Херманн принял решение вернуться в Германию. Поиски спонсоров, готовых помочь в воплощении его проектов, были непростыми. В итоге, Херманну пришлось за свои деньги переоборудовать несколько листовых ротационных машин высокой печати на предприятии «Maschinenbau-Gesellschaft Zweibrucken», являвшемся немецким представительством компании Харрисов. Так впервые в Германии была введена в эксплуатацию листовая офсетная печатная машина «Triumph». Скорость ее работы была около 5000 отт/час, а формат печати – 40×60 см. В течении шести месяцев 1907 года ее работу демонстрировали в г. Лейпциг. Первой типографией, купившей «Triumph», стало предприятие «Leipziger Grodruckerei G. G. Roder».

Что такое полиграфия: Краткие сведения из истории развития полиграфии

История становления полиграфии очень интересна. Ее технической предпосылкой стало изобретенное И. Гуттенбергом книгопечатание в 1440 году. Широкое распространение в качестве развитой мануфактуры полиграфия приобрела в XVI в. Внедрение в XIX в. усовершенствованного оборудования для полиграфии, в частности, печатной машины, произвело в отрасли настоящую промышленную революцию.

Начало XIX в. было ознаменовано появлением трех важных для развития полиграфии патентов. В 1903 г. американец Роберт Ф. Роджерс заявил патент на создание так называемой «половинной» офсетной машины. Был ли реализован этот проект – неизвестно. В том же году был заявлен патент под авторством американца Л. С. Морриса. Его идея заинтересовала английскую фабрику по изготовлению печатных машин «George Mann», которая и приобрела права на патент. Но и эта машина так и не была запущена в эксплуатацию. И, наконец – заявка на патент, поданная эмигрировавшим в США немцем Каспаром Херрманном. Он создал проект многокрасочного листового офсетного печатного аппарата. Однако Херманну отказали в регистрации патента, сославшись на то, что его машина представляет собой вариант «непрямой» высокой печати, аналоги которого, используемые для печати на жести, уже существуют.

Но уже в 1904 году Каспару Херрманну и И. В. Рубелю удалось зарегистрировать свой патент.
Позже Рубель описал в своих мемуарах то, как он пришел к идее «непрямой печати». Ему помог случай с листами бумаги, которые были забракованы из-за того, что на их обратной стороне оказалось воспроизведено изображение с предыдущего листа. Своими соображениями Рубель поделился с Алексом Шервудом – специалистом по литографии из Чикаго. Компания «Sherwood Syndikate» решила воспользоваться идеей при разработке печатных машин, названных «Offset» (от offset – компенсировать, осаждать). Конкурс на изготовление таких машин должен был быть объявлен через год, и Рубель отправился в Англию в поисках спонсора. Задействовав свои связи, изобретатель убедил взяться за производство машин по его проекту руководство завода «Steindruck-Schnellpressenfabrik George Mann Ltd» в г. Лидс. К сожалению, Рубель скончался в 1908 году в возрасте 48 лет, и не дожил до того момента, когда в 1909-1910 годах немецкая типография «Werner&Stein» купила лицензию на производство листовых офсетных машин модели «Leipzig».

Каспар Херманн пришел к идее офсетной печати в ходе экспериментов. Он отталкивался от технологии работы машин, использующих резиновое полотно и осуществляющих «непрямую» высокую печать по жести, а также литографских аппаратов «Zinkdruck-Rotarys», которые печатали при помощи гибких форм из цинка. В 1905 году Херманн заключил контракт с компанией «Harris Press Compani», возглавляемой Альфредом и Чарльзом Харрисами, на переоборудование их листовых ротационных машин высокой печати в офсетные. Так появилась листовая офсетная печатная машина модели «Harris».

Закончив работу с «Harris Press Compani» в 1907 году, Херманн принял решение вернуться в Германию. Поиски спонсоров, готовых помочь в воплощении его проектов, были непростыми. В итоге, Херманну пришлось за свои деньги переоборудовать несколько листовых ротационных машин высокой печати на предприятии «Maschinenbau-Gesellschaft Zweibrucken», являвшемся немецким представительством компании Харрисов. Так впервые в Германии была введена в эксплуатацию листовая офсетная печатная машина «Triumph». Скорость ее работы была около 5000 отт/час, а формат печати – 40×60 см. В течении шести месяцев 1907 года ее работу демонстрировали в г. Лейпциг. Первой типографией, купившей «Triumph», стало предприятие «Leipziger Grodruckerei G. G. Roder».

Сразу по возвращению в Германию Каспар Херманн смог получить патент на офсетную машину, работа которой была основана на принципе использования резиновых валиков, что позволяло печатать с лицевой и оборотной стороны листа. Компания «Schnellpressfabrik Frankenthal, Albert & Cie» приобрела лицензию на производство подобного аппарата, однако значение изобретения Херманна оценили не сразу.

В сентябре 1910 года Каспару Херманну даже пришлось рекламировать свой проект в газете «Klimsch Druckerei-Anzeiger». Размещенное там объявление увидел Эрнст Херрманнс – руководитель завода «Vomag» и хозяин предприятия «Felix Bottcher», производящего валики из резины. Он был настолько поражен идеей Херманна, что сразу же принял решение о необходимости создания офсетной машины рулонного типа. Завод «Vomag» построил аппарат на деньги, предоставленные Херрманнсом. Демонстрационный показ первой в мире рулонной офсетной печатной машины, получившей название «Universal», состоялся 25 марта 1912 года, а в 1914 году она была представлена на лейпцигской выставке «Bugra». Многие посетители были впечатлены работой новой машины и заказали ее. В их числе было и выпускающее популярную газету «Der Sportsonntag» издательство «Leipziger Neuesten Nachrichten».

Среди проектов Каспара Херманна были и идеи по созданию машин, основанных на технологии «сухого» офсета. Данной технологией он заинтересовался в 1926-1930 годах, после успеха его печатной машины в Лейпциге. Находясь в Вене, Херманн продолжил свои исследования этого способа печати, результаты которых представил в 1931 году. Херманн использовал в качестве примера листовую офсетную печать и рулонную офсетную печать. Впоследствии рулонную машину «сухого» офсета стало использовать известное издательство «Leipziger Neuesten Nachrichten». Но большинство типографий не оценило преимущества нововведения и его потенциал по сравнению с «мокрой» офсетной печатью. Сегодня «сухой» офсет используется в разработках Heidelberg-DI и KBA-Cortina.

В середине и второй половине ХХ в. развитие полиграфии вышло на новый уровень. Были освоены электронные способы изготовления печатных форм для различных видов печати (фотонабор и цветная печать стали осуществляться при помощи ЭВМ), стали повсеместно применяться высокоскоростные машины ролевой офсетной печати, были разработаны полностью автоматические поточные линии, произведена автоматизация всего типографского производства в целом, при печати газет стали использовать фототелеграфную технику.

Еще один метод печати был запатентован во Франции в 1855 году под названием «фотоколлотипия» и модифицирован также во Франции в 1865 году (при этом название изменилось на «фототипия»), а затем а 1868 году в Германии под именем «альбертипия». Этот процесс использует фоточувствительное вещество не как агенты при производстве форм для печати, а как покрытие самих этих форм. Эта техника получила широкое распространение между 1880 и 1914 годами под названием «коллотипия». Затем она была забыта, и лишь спустя полвека начала применяться снова (на этот раз в усовершенствованном и механизированном виде) для печати черно-белого изображения на прозрачных и непрозрачных носителях.

Флексография

Что такое полиграфия: Краткие сведения из истории развития полиграфии

После Гутенберга печатный процесс начал быстро меняться.

Примерно в 1550 году деревянные винты были заменены железными. Двадцать лет спустя появился совершенно новый двухкомпонентный элемент, состоящий из «маски» (куска пергамента с вырезанной в нем по размеру печатного изображения дырой) и «барабана» (куска толстой мягкой ткани). «Маска» предотвращала попадание краски на поля листа, а «барабан» сглаживал неравномерности в давлении, причиной которых была неодинаковая высота литер.

Примерно в 1620 году в Амстердаме Виллем Янсон Блеу добавил к вороту противовес, который поднимал «стол» автоматически. Так появился «голландский пресс», копия которого была установлена Стивеном Дэйи в Кембридже, штат Массачусетс, в 1639 году. Это был первый печатный пресс в Америке.

Непрерывно растущая потребность в печатном слове заставляла искать новые пути для повышения скорости и объемов печати. Одним из решений стала стереотипия. Эта технология состояла в следующем: в матрицу, состоящую из глиняных блоков с вытесненными на них буквами, заливали свинец, таким образом получая единую форму для печати целого листа. Можно было изготовить несколько идентичных форм; это сделало экономически целесообразным печать одного и того же материала одновременно на нескольких прессах, при этом сама матрица была постоянно пригодна к повторному использованию. Стереотипия была впервые и с большим успехом применена в Париже около 1790 года.

Около 1790 года английский ученый и изобретатель Уильям Николсон разработал метод нанесения краски с использованием цилиндра, покрытого кожей. Это было первое применение в печатном процессе вращательного движения.

Первый полностью металлический печатный пресс был сконструирован в Англии около 1795 года. Через несколько лет в Америке был построен металлический пресс, в котором ворот с резьбой был заменен набором металлических шарниров. Он получил название «Колумбиец»; за ним последовал «Вашингтон», созданный Сэмюэлем Растом. Последний пресс считается одним из самых совершенных винтовых прессов за всю историю; его производительность превышала 250 оттисков в час.

Первым реально работающим механическим прессом стала созданная в США в 1857 году «Свобода». В этом прессе «стол» опускался с помощью педали. В 1814 году в типографии «Таймс» в Лондоне была установлена первая стоп-цилиндровая печатная машина на паровой тяге. В 1818 году Кёниг и Бауэр сконструировали машину, позволявшую наносить изображение на 2 стороны листа. Эта машина получила название «перфектор». В 1844 году американец Ричард Хо изобрел уникальную конструкцию, скорость которой достигала 8000 оттисков за час.

Тем не менее, проблема механизации набора не была решена вплоть до 1922 года, пока Уильям Черч не запатентовал в Бостоне наборную машину, представляющую из себя ячейки с литерами и клавиатуру. Нажатием клавиши соответствующая литера высвобождалась и опускалась в магазин. Выравнивание литер внутри магазина производилось вручную. В конструкции было предусмотрено устройство, постоянно докладывающее в ячейки новые литеры.

В течение последующих 50 лет появилось множество разновидностей этой машины, в том числе и обеспечивающие автоматическое выравнивание литер в магазине. Скорость работы таких машин составляла от 5 тысяч до 12 тысяч символов в час, в то время как при ручном наборе производительность выше 1500 символов в час была недостижима. Набор из таких машин выходил в виде бесконечного ряда, который приходилось вручную разбивать на строки; таким образом, полная автоматизация наборного процесса достигнута не была.

Была также предпринята попытка механизировать обратный процесс — раскладывание использованных литер по кассам, или дистрибуция. Существовала машина, позволяющая оператору продвигать ряд использованных литер по одной и нажатием соответствующей клавиши опускать очередную литеру в ее кассу, но эта машина не давала никакого выигрыша в скорости по сравнению с ручной дистрибуцией.

Процесс выравнивания строк, который был невозможен без точного расчета размеров межсловных пробелов, был главной проблемой, возникшей при попытках механизировать набор. Другой проблемой было то, что между этапами набора и дистрибуции протекало значительное время, необходимое собственно для печати, и это мешало объединить набор и дистрибуцию в единый цикл.

Сконструированный в 80-х годах XIX века в США немцем по происхождению Оттмаром Мергенталером линотип был первой строкоотливной машиной, которая могла отливать набор целыми строками с помощью подвижных матриц каждой буквы. Матрицы были закреплены таким образом, чтобы после использования они возвращались в соответствующую ячейку в кассе. Выравнивание строк достигалось добавлением клинообразных пробельных элементов после каждого слова. Отлитые из свинца строки собирались в набор и использовались в качестве печатной формы. Линотип мог работать со скоростью до 7 тысяч символов в час.

В 1885 году американец Толберт Лэнстон создал Монотип. Эта машина отливала буквы и собирала их в строки, суммируя ширину букв и добавляя потом пробелы для выравнивания строк. Матрицы (шрифт, применяющийся для отливки литер) можно было использовать неограниченное количество раз. Производительность Монотипа достигала 12 тысяч символов в час.

XIX век принес в технологию печати некоторые важные инновации, напрямую не связанные с изобретением Гутенберга.

В XIX веке машины для печати с гравированных форм были значительно усовершенствованы. Краска стала наноситься с помощью валиков, а убираться с формы — при помощи вращающихся щеток или дисков с прикрепленной к ним калькой.

Процесс глубокой печати использовался и при нанесении рисунка на ткань, при этом формой служил цилиндр с выгравированным на нем рисунком; лишняя краска убиралась с помощью скребка. В 1860 году эта технология была применена во Франции для печати обложек к школьным учебникам. На медный цилиндр было нанесено множество штрихов, настолько мелких, чтобы они могли удержать в себе краску несмотря на гравитацию, центробежную силу и воздействие скребка. Таким способом можно было печатать лишь совсем простые рисунки.

Литография, основанная на том, что вода и жир не смешиваются между собой, была третьим (после ксилографии и интаглио) печатным процессом, подвергшимся значительным усовершенствованиям.

В 1796 году пражский картограф Алоиз Зенефельдер исследовал свойства известняка, камня состоящего из углерода кальция и имеющего однородную пористую поверхность. Он обнаружил, что если на его поверхность нанести изображение краской на масляной основе, затем смочить камень водой, а после этого покрыть его обычной краской, то эта краска останется лишь в тех местах, куда до этого был нанесен жир. Изображение можно было воспроизвести на бумаге, прижав под давлением лист к поверхности известняка. Зенефельдер установил также, что некоторые металлы, в частности, цинк, имеют схожие свойства.

К 1850 году появились первые механические литографские прессы с известняковой формой, фланелевыми увлажняющими валиками и резиновыми красочными. Замена известняка на цинковую пластину изогнутой формы позволило создать ротационную литографскую машину. Первая такая машина была построена в 1868 году.

Светочувствительность

В 20-х годах XIX века Джозеф Ньепс установил, что некоторые химические вещества обладают чувствительностью к свету. Это привело к изобретению фотографии (между 1829 и 1838 годами) и созданию технологии печати фотографических изображений. Это, в свою очередь, положило начало технике фотогравюры, созданию фотохимическим способом рельефа на литографском камне или металлической форме для глубокой печати.

Уильям Генри Фокс Телбот, английский ученый и изобретатель, провел в 1852 году следующий опыт. Он поместил кусок черного тюля между объектом, который он хотел воспроизвести (лист дерева) и фоточувствительным веществом, нанесенным на металлическую пластинку. Изображение на фотопластинке появилось лишь в тех местах, где прохождению света не препятствовала тюлевая сетка. Протравив затем фотопластинку кислотой, он получил рельеф, испещренный тонкими штрихами, глубина которых варьировалась в зависимости от плотности изображения и временем воздействия кислоты.

Таким образом, Телбот изобрел полиграфический растр и в то же время открыл путь к новому направлению в глубокой печати: ротогравюре.

Растр сделал возможным создание воспроизведение всего диапазона тонов фотоизображения такими методами, как высокая печать и литография.

Гравюра

Применение ротации в глубокой печати требовало технологии гравирования бесконечного количества маленьких ячеек, причем непосредственно на формном цилиндре. Этот создавало определенные трудности: использование резинового скребка для снятия лишней краски исключало использование изогнутой металлической пластины-формы (она не могла идеально прилегать к поверхности формного цилиндра), а нанести фоточувствительный слой на сам цилиндр было невозможно.

Однако, в 1862 году англичанин Дж. В.Сван изобрел углеродную ткань — бумагу, покрытую слоем желатина, которую можно было сделать светочувствительной, проэкспонировать, а затем приклеить к металлической поверхности любой формы.

В 1876 году чех Карл Клич придумал способ нанести растровую сетку прямо на углеродную бумагу, а затем использовать ее для переноса ячеек, необходимых для глубокой печати, на формный цилиндр одновременно с изображением. В 1895 году Клич вместе с английскими коллегами основал «Компанию Глубокой Печати Рембрандт», которая печатала репродукции картин методом ротогравюры. Технология процесса при этом держалась в глубочайшей тайне.

Почти одновременно в Германии и США был запатентован несколько иной процесс, при котором изображение сперва растрировалось, а уже потом переносилось на углеродную ткань. Но это не сыграло никакой роли: в 1903 году один из печатников «Компании Глубокой Печати Рембрандт» эмигрировал в США и там раскрыл секрет Клича. Его метод быстро распространился по всему миру.

В XX веке развитие печатного дела происходило в направлении скорости, производительности и экономичности печати. Начало этого процесса было положено созданием метода офсетной печати.

Первым из них была печать на тонких металлических листах (и прежде всего, на жести, их которой делались консервные банки) с использованием процесса переноса, изобретенного в 1878 году. Смысл его заключался в том, что печатный цилиндр, несущий на себе лист жести, соприкасался не с литографским камнем, а с промежуточным цилиндром, покрытым резиной, так называемым печатным полотном. Полотно принимало на себя краску с камня и переносило ее на жесть.

Вторым направлением, несколько потерявшим актуальность к концу XIX века, была печать на бумаге, на цилиндровых или ротационных машинах.

В 1904 году в Натли, штат Нью-Джерси, печатник Айра В. Рюбель неожиданно обнаружил, что изображение, случайно оказавшееся не на бумаге, а на резиновом полотне печатного цилиндра (бумага замялась при подаче), само пригодно для печати и, более того, дает оттиск превосходного качества. Рюбель с помощниками сконструировали трехцилиндровую печатную машину — первую в истории офсетную машину.

Изобретение сухого офсета связано с необходимостью запечатывать фон банковских квитанций краской на водной основе, с целью защиты от подделок. Было предложено следующее решение: заменить литографскую форму формой высокой печати, объединив не требующую увлажнения высокую печать с офсетным переносом краски. Этот процесс и назвали «сухим офсетом». Он широко применяется и в наши дни.

В 1950 году был предложен другой технологический процесс (он особенно широко применяется в США). Согласно этой технологии, совместно с офсетным переносом краски используется ротогравюра. Таким способом печатаются обои, наносится изображение на линолеум, бумажную посуду и другие товары.

Параллельно эволюции трех основных печатных процессов — офсетной, высокой и глубокой печати — развивались и другие технологии печати. Эта эволюция привела к тому, что в течение XX века некоторые из этих технологии получили широкое распространение в печатном деле.

Способ воспроизведения изображения путем продавливания краски через сетчатую шелковую ткань, определенные области которой закрыты маской-шаблоном (шелкография, или трафаретная печать), использовался в Китае и Японии задолго до изоюретения печатного пресса. В XIX веке лионские текстильщики начали использовать эту технологию для печати на ткани. Начиная с 30-х годов прошлого века, трафаретная печать используется для печати на самых различных материалах (стекло, дерево, пластик) и даже на разлиных поверхностях (например, на круглых и цилиндрических объектах). Это еще одни пример превращения ручного ремесла в промышленную технологию, использующую фотографические методы для производства сеток и высокопроизводительные автоматические машины.

Еще один метод печати был запатентован во Франции в 1855 году под названием «фотоколлотипия» и модифицирован также во Франции в 1865 году (при этом название изменилось на «фототипия»), а затем а 1868 году в Германии под именем «альбертипия». Этот процесс использует фоточувствительное вещество не как агенты при производстве форм для печати, а как покрытие самих этих форм. Эта техника получила широкое распространение между 1880 и 1914 годами под названием «коллотипия». Затем она была забыта, и лишь спустя полвека начала применяться снова (на этот раз в усовершенствованном и механизированном виде) для печати черно-белого изображения на прозрачных и непрозрачных носителях.

Флексография

Флексография — это технология ротационной высокой печати с применением гибких резиновых форм. Она занимает в печатном деле особое место из-за используемых в этом процессе жидких красок.

Флексография была впервые запатентована в Англии в 1890 году и усовершенствована в Штрасбурге несколько лет спустя.

Флексографская печать особенно хорошо подходит для нанесения изображения на относительно грубые и невпитывающие поверхности (толстый картон, упаковочная бумага, пластмассовая или металлическая пленка). Она также широко применяется в газетной и журнальной печати, главным образом на ротационных машинах.

В 60-е годы прошлого века была разработана технология голографической, или «объемной», печати. Суть ее — в наличии двух вариантов одного плоского изображения, напечатанных с некоторым сдвигом на обеих плоскостях относительно толстой прозрачной пластинки, испещренной очень тонкими параллельными полосками. Благодаря этим полоскам, каждый глаз человека, смотрящий на отпечаток с определенного угла, видит только одно изображение. Иллюзия «трехмерности» появляется, когда мозг интерпретирует изображения, видимые обоими глазами, совмещая их друг с другом.

Но были и другие причины развития полиграфии в России в нулевые годы. В стране начала активно развиваться периодика, причем самая разная. В Россию пришли почти все ведущие мировые издатели со своими газетами и журналами. Точнее, пришли они несколько раньше, но на начальном этапе почти весь «глянец» печатался за границей, а к началу нулевых годов начала складываться необходимость печатать его в России.

Попытка детализации, или четыре эпохи полиграфии

Так получилось, что автор этих строк так или иначе был активно вовлечен во все процессы, происходившие за прошедшие четверть века. Из этой четверти века двадцать с небольшим лет мы издаем полиграфические журналы, так что ситуация в отрасли за эти годы менялась на наших глазах. И для того чтобы понять, что и как менялось и в каком направлении будет идти дальнейшее развитие, попробуем проанализировать то, что уже случилось.

Анализируя происходившее за четверть века, события и направления развития полиграфии, можно условно разделить все на три неравных временных промежутка, назовем их эпохами. Так получилось, что в наследство от Советского Союза отрасли досталась полиграфическая промышленность, мало соответствовавшая потребностям изменившегося уклада жизни. И хотя многие полиграфические предприятия Советского Союза были весьма передовыми для своего времени, все-таки их предназначение было несколько иным: выпускать относительно простую печатную продукцию огромными тиражами. Для другого полиграфические предприятия того времени подходили плохо, а перестроиться почти никто из них не смог, поэтому до настоящего времени дожили лишь единицы бывших флагманских полиграфических предприятий СССР, да и то в сильно измененном виде. Но речь не об этом. Начало 90-х годов было ознаменовано глобальными изменениями не только в российской полиграфии, это были глобальные изменения в мировом масштабе. Радикальным образом менялась индустрия по всему миру. Появилось огромное количество новых технологий, которых раньше просто не было. Перестройка в полиграфии России совпала с глобальной технологической революцией, поэтому первую эпоху, которую переживала наша страна, мы назвали «эпохой технологий»

Процесс производства полиграфической продукции включает этапы создания формы для оттиска, процесс печати, или тиражирование, и постобработку, завершающую полиграфический процесс. Для формных процессов изначально выделяли формы для печати текстов и изображений (автотипия, фотоцинкография, фотолитография, фототипия и др.), которые печатались отдельно. На сегодняшний день используют современные способы формирования оттисков:

История развития полиграфической промышленности

В царской России начала XX в. существовало около 2,5 тысячи предприятий по производству полиграфической продукции. Большинство из них использовали человеческий труд за неимением большого числа печатающих машин, только в Москве и Санкт-Петербурге были крупные предприятия, оснащенные импортным оборудованием.

После Революции предприятия национализировали, был создан орган, управляющий деятельностью полиграфических предприятий, — Полиграфический отдел ВСНХ. 1926 год был ознаменован созданием первой типографии газеты «Известия». Позже появились различные издательские предприятия в региональных центрах. В начале 30-х гг. зародившееся машиностроение в области полиграфии позволило улучшить техническую оснащенность газетных и книжных издательских центров.

В годы войны многие полиграфические предприятия были разрушены, а восстановлены лишь спустя нескольких послевоенных лет. Во второй половине XX в. постепенно развивалась полиграфическая промышленность, были реконструированы и модернизированы старые комбинаты, новые оснащались современным оборудованием, развивалась цветная печать, было открыто несколько институтов, готовящих кадры для работы на полиграфическом производстве.

Ведущее место в полиграфической промышленности всегда занимали США: в стране было и остается огромное количество издательских предприятий, а российские версии американских журналов являются на сегодняшний день самыми популярными.

Сегодня полиграфия имеет широкий спектр применения: полиграфия оперативная и печать используются для принтов на одежде, тканях, сувенирах. Особенно популярна оперативная полиграфия в Москве, где проходят выставки, приобретаются бизнес-контакты, важна скорость изготовления визиток, буклетов, рекламных листовок, ежедневных печатных изданий, освещающих последние новости.

Сама идея фотографического набора впервые выдвинута в 1894 г. венгерским изобретателем Е. Порцельтом. Но, построил первую фотонаборную машину в России в 1895 г. В. А. Гассиев [4].

История создания печатной продукции, развитие книгопечатания

Книгопечатание — это совокупность различных способов и приемов, используемых для размножения текстовой и иллюстрационной информации (изготовления книг, журналов, газет, листовок и др.). Термин «книгопечатание» применим, когда упоминается о книжном деле прошлых столетий, а в настоящее время используется более широкое понятие — полиграфия, полиграфическое производство [8]. Сущность классического процесса полиграфического воспроизведения изображения состоит в многократном получении одинаковых изображений (оттисков) посредством переноса краски с печатной формы на запечатываемый материал. Основными расходными материалами для этого процесса служат, соответственно, краска и листы бумаги.

Не одну тысячу лет человечество шло к изобретению книгопечатания. Изначальная идея печатания была заложена еще в клейме, которым в древности скотоводы метили своих домашних животных. Самым древним образцом напечатанного текста считается глиняный диск со спиралеобразно нанесенными на него с помощью штемпелей значками.

Процесс печатания изобретали два раза: первый раз — в древнем Китае, а затем — в средние века в Европе. Как предполагают специалисты, книгопечатание было изобретено в Китае в 581 г. от Рождества Христова, но, в соответствии с китайскими источниками, — между 936 и 993 гг. н. э. Книгопечатание в Европе изобрел Иоганн Гутенберг. Выдающийся немецкий изобретатель разработал способ печатания книг подвижными литерами. Метод Гутенберга отличался от древнекитайского варианта печатания ХI века тем, что он отливал шрифт в металлической литейной форме, дном которой служила матрица с углубленным изображением буквы. Впервые все это было начато в 1440 г. [2].

Изобретение первого печатного станка — достижение китайцев. Самым старым способом механического размножения книг является ксилография, или гравюра на дереве. Впервые она возникла в буддийских монастырях Китая времен династии Тян (618-907). И, именно в Китае изобрели печатание отдельными литерами. На брусочках из глины выдавливались вручную иероглифы, а затем для закрепления обжигались на огне.

Известны такие же сведения о начале книгопечатания в Тибете, в Монголии и Корее, в Японии. Сохранились корейские бронзовые литеры, изготовленные в XV веке. Самая древняя в истории ксилографическая книга изготовлена в Китае, хотя более ранние попытки ксилографической печати известны и в Японии. Первая ксилографическая книга названа «Алмазная сутра». Изготовлена она в 868 г. н. э., а впервые обнаружена в 1900 г. в «Пещере тысячи Будд» в Дунхуане. В книге упомянуто, что вырезал ее мастер Ван Чи [7].

В Европе искусство ксилографии появилось и стало развиваться предположительно после Крестовых походов. Быстрое развитие ксилографии было вызвано с большой потребностью в бумажных деньгах и печатных иконах, а также в папских индульгенциях. Одной из первых нерелигиозных ксилографических книг считается «Календарь» Региомонтана из Кёнигсберга. Самая известное ксилографическое издание Европы — «Библия бедных», широко распространившаяся в эпоху Средневековья. Она представляла собой листы большого формата с библейскими сценами, персонажами и пояснительными надписями. Способом ксилографии книги печатались преимущественно в Северной Германии и Голландии [2].

Технология ксилографии была очень простой: на деревянной доске вырезалось в зеркальном виде изображение или текст, на рельеф наносилась краска, накладывался лист бумаги, прижимался и приглаживался специальной подушечкой. Отпечатанные листы склеивались в свиток, а в более поздний период собирались в книжку. Для замены ошибочных букв на деревянной печатной форме приходилось вырезать их из доски, чтобы вставить другие. До изобретения наборного книгопечатания оставался буквально один шаг. Историки сходятся во мнении, что заслуга изобретения книгопечатания в Европе принадлежит Иоганну Гутенбергу.

В 1438 году Иоганн Гутенберг сделал первые оттиски с наборных форм, состоящих из литер. Гутенберг пошел по пути создателей алфавитов: набор из отдельных литер позволяет полностью и многократно зафиксировать на бумаге все звуки любого языка. Почти два года он затратил на подготовку набора первого печатного издания Библии, в результате чего был напечатан большой тираж. Иоганн Гутенберг сконструировал первое типографское оборудование, разработал новый способ изготовления шрифта и сделал первую наборную печатную форму. Штампы из твердого металла, вырезанные в зеркальном изображении, вдавливались медную пластину, в результате этого получалась наборная матрица, которая заливалась типографским сплавом (гартом). Буквы можно было отливать в любом количестве. Для производства книжных изданий это принципиально. Чтобы оснастить оборудованием типографию требовался уже не винтовой печатный пресс, а печатный станок и наборная касса-реал (деревянный ящик с расположенными под наклоном ячейками). В ячейках помещались элементы набора: буквы, знаки препинания, пробельный материал (шпации, линейки). Иоганн Гутенберг сконструировал именно такой печатный станок [2].

Разработанный Гутенбергом новый способ печатания книг не мог долго держаться в секрете. Уже в 1460 г. издатель Ментель основал типографию в Страсбурге, а Пфистер — в 1461 г. в Бамберге. После взятия Майнца герцогом Нассауским, когда была уничтожена типография Шеффера и Фуста, работники, последователи Гутенберга, распространили типографское искусство по всей Европе. В Северной Германии прежде всех была основана типография во Франкфурте-на-Майне, а затем в Любеке, Лейпциге, Эрфурте и др. В Вене первая типография основана в 1482 г., но постоянная — лишь в 1491 г. В целом, к концу XV века в Германии насчитывалось свыше 50 типографий, а печатников — более 200 человек. Из Германии новое печатное искусство широко распространилось по всей Европе [4].

Вторая половина XV века характеризуется как время широкого распространения книгопечатания. К 1500 г. в Европе издано более 10 000 000 экземпляров книг, в том числе на разных славянских языках. Самую большую известность приобрел парижский издатель Этьен: его книги благодаря красивым шрифтам, высокому качеству бумаги и краски, изяществу и богатству орнаментальных рисунков заняли достойное место среди выдающихся произведений искусства книгопечатания.

Живший в Антверпене знаменитый издатель Христофор Плантен, основал типографию в 1555 г. По поручению Филиппа II он выпустил Библию на латинском, греческом, еврейском, сирийском и халдейском языках (1569-1573). Плантен являлся монопольным издателем церковных книг для всех испанских земель; он издал 60 000 молитвенников, 100 000 требников и 400 000 часословов, а всего — около 1500 наименований; Плантен — родоначальник известнейшей династии печатников, Плантенов – Моретов [5].

В Московском государстве книгопечатание появляется лишь в середине XVI века. Начало книгопечатания в Москве — результат социально-экономического развития феодального строя [1]. Первая российская типография появилась во времена правления Ивана Грозного в 1553 году. Там и была напечатана первая книга — «Апостол», авторами которой стали Иван Фёдоров и Петр Мстиславец. Бурное развитие русских ремесел обеспечило необходимые технические предпосылки для основания в Москве первой типографии и перехода от рукописей и свитков к более совершенному и производительному способу размножения информации — книгопечатанию [3].

В 1798 году Алоиз Зенефельд изобрел литографию (прообраз плоской офсетной печати) — способ плоской печати, при котором печатной формой является поверхность камня. Изображение на литографский камень наносят жирной литографской тушью или литографским карандашом. Литография, дающая возможность тиражирования большого количества экземпляров, в XIX веке получила распространение в графике. Литография (принцип создания изображения) послужила основой для создания офсетного способа печати, который ХХ веке совсем вытеснил литографию из полиграфического производства. Всё же, литография сохранилась до наших времен, но только в качестве способа изготовления художественных гравюр — эстампов.

В 1810-1812 годах Фридрих Кенинг изобрел скоростную печатную машину. Принцип печати состоял в том, что металлический печатный цилиндр давил на плоскую наборную форму, совершающую возвратно-поступательные движения. На такой плоскопечатной машине можно было печатать до 1000 оттисков в час с лица и оборота. При этом формат листа можно было значительно увеличить и сделать на нем 6 или 12- страничный спуск полос набора. На плоскую печатную форму наносилась типографская краска, а металлический печатный цилиндр (вал) соприкасался с печатной формой, перенося с нее краску на бумажный лист. При этом цилиндр соприкасался с листом бумаги только по образующей поверхности, представляющей собой прямую линию. Это позволило значительно уменьшить давление на форму и на бумагу, в отличие от винтового печатного пресса, в котором давление приходилось осуществлять сразу по всей площади бумажного листа. Именно этот фактор и дал возможность увеличить скорость печатания в машине. С тех времен и до наших дней в печатных машинах давление на бумагу осуществляется только с помощью промежуточного печатного цилиндра (классическая плоская печать офсетным способом через промежуточное резинотканевое полотно) [5].

1865 год известен изобретением ротационной печатной машины, в которой гибкая плоская печатная форма закрепляется на непрерывно вращающемся печатном цилиндре. Принцип ротации во много раз ускоряет процесс печати. Бумага подается в ротационную машину либо последовательно отдельными листами (листовые ротации), либо непрерывно с рулона бумаги — роля (ролевые ротации).

Классический ручной набор был широко распространен лишь до конца ХIХ века, в ХХ веке использовался уже значительно реже. В 1886 году О. Мергенталер изобрел наборную строкоотливную машину — линотип, отливающую из горячего типографского сплава (гарта) отдельные строки, которые потом соединялись с наборную форму путем обвязки пеньковым шпагатом. 1892 году Т. Ланстон изобрел буквоотливную наборную машину — монотип, на котором набирается и отливается отдельно каждая литера. Это оборудование относится к наборным машинам горячего набора. Лишь во второй половине XX века горячий набор был постепенно вытеснен сначала фотонабором, а затем компьютерным (электронным) набором текста.

Сама идея фотографического набора впервые выдвинута в 1894 г. венгерским изобретателем Е. Порцельтом. Но, построил первую фотонаборную машину в России в 1895 г. В. А. Гассиев [4].

Со времен изобретения книгопечатания и почти до конца XX века его основные процессы практически существовали в неизменном виде. Для получения типографских оттисков необходимо было иметь печатную форму, материал для печатания (обычно бумагу) и печатную краску. Без печатной формы невозможно было напечатать тираж книг, журналов или газет. Изобретенный Гутенбергом способ печати просуществовал до девятнадцатого века практически без существенных изменений. И, хотя задолго до него были изобретены такие способы печати, как ксилография и трафаретная печать, именно печатание с помощью отдельных литер принято считать технической основой классического полиграфического производства [5].

XX век в полиграфии стал революционным периодом перехода от механизации отдельных операций технологического процесса к автоматизированным поточным линиям с непрерывным производственным циклом. В начале ХХ века полиграфические машины переводятся на электрический привод. В 1930-1940-х гг. в полиграфии применяются электрические контрольно-измерительные приборы и защитные блокирующие устройства. В 1950-1960-х гг. в полиграфию приходит электроника.

В XXI веке произошли существенные изменения в экономической и производственной сферах. Эти события не обошли стороной и полиграфию. Усовершенствовалось оборудование, улучшилось качество расходных материалов, принципиальные изменения коснулись оперативной полиграфии. В полиграфии стали применяться компьютеры, технологии цифровой обработки информации. На цифровых технологиях сейчас базируется не только допечатная подготовка изданий, но и печатные процессы [6].

К концу XX века на рынок оргтехники вышли лазерные принтеры. Но, одной из самых впечатляющих новинок стали ризографы (дупликаторы). В ризографе используется принцип трафаретной печати: изображение прожигается лазером на мастер-пленке (кальке), закрепленной на печатном цилиндре, а жидкая краска на минеральной или соевой основе продавливается через мастер-пленку (трафарет) на запечатываемый материал. Ризографы сделали возможной эффективную печать тиражей в диапазоне от нескольких десятков до нескольких тысяч копий. В России ризографы появились в конце 90-х годов прошлого века. В настоящее время широко применяются и прочно занимают свою нишу между копировально-множительными аппаратами и офсетными печатными машинами с многотысячными тиражами [28].

Сегодня уровень развития полиграфического производства таков, что заказать в типографии изготовление книг, журналов, календарей, каталогов, буклетов, визиток, листовок и много другого – может не только организация, но и даже частное лицо. Все это стало возможным благодаря развитию цифрового способа печати, который позволяет оперативно изготовить полиграфическую продукцию тиражом от одного до нескольких тысяч экземпляров.

Цифровые технологии автоматизируют практически весь печатный процесс. Они быстро развиваются и позволяют исключить многие традиционные для полиграфии технологические стадии (например, трудоемкий процесс изготовления печатных форм). В самых современных цифровых технологиях «Computer-to-Print» полностью отсутствуют печатные формы [28].

При получении каждого оттиска информация, подаваемая с компьютера, заново регистрируется на формном материале в печатной машине. Это делает возможным обновлять информацию в ходе печатания тиража, позволяет печатать персонифицированную продукцию, изменяя содержание каждой полосы в процессе печати. К числу таких технологий, широко распространенных в настоящее время, относятся электрофотография (ксерография) и струйная печать (печать на широкоформатных плоттерах) [28].

Успехи современной электроники, электрофотографии и цифровой вычислительной техники позволили коренным образом усовершенствовать все процессы полиграфического производства.

С развитием современных средств связи, цифровых и компьютерных технологий газетам, журналам и книгам постоянно пророчат исчезновение. Однако проходят десятилетия, но печатные издания не уходят в прошлое – человечество все еще хочет читать книги.

Сегодня книги, несмотря на внедрение в повседневную жизнь компьютерных технологий, остаются неотъемлемой частью нашей жизни.

Многообещающим может стать и print-on-demand на новом уровне (например, когда изделие сначала продается, затем печатается). За всеми этими громкими иностранными названиями скрываются разные виды полиграфического маркетинга. Их в мире изобретено довольно много, важно понимать их суть и правильно накладывать на действительность. Ra-neon. ru Причинами стало сразу несколько важных событий. Так получилось, что кризис 1998–1999 гг. привел к тому, что в России стала формироваться собственная пищевая промышленность, которая потянула за собой необходимость производства упаковки. Те полиграфические предприятия, кто в конце 90-х – начале нулевых отследил эту тенденцию и переориентировал свое производство с «просто типографии» в «упаковочную типографию», как правило, получили мощный импульс к развитию. В то же время начала активно развиваться и флексографская печать, причем по той же самой причине. Существовавших до этого производственных мощностей не хватало для растущей пищевой промышленности России..

Оцените статью
Подписаться
Уведомить о
guest
0 Комментарий
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Adblock
detector