Что такое полиграфия: Технические науки это полиграфия радиотехника

МЫ ТАКЖЕ МОЖЕМ ВЫПОЛНИТЬ ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ, ПО ЛЮБОМУ ПРЕДМЕТУ – ОСТАВИТЬ ЗАЯВКУ

Что такое полиграфия: Технические науки это полиграфия радиотехника

Если у Вас нет времени или желания, сдавать тесты при помощи нашего сайта, напишите нам и Мы сделаем это за Вас. – ОСТАВИТЬ ЗАЯВКУ

МЫ ТАКЖЕ МОЖЕМ ВЫПОЛНИТЬ ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ, ПО ЛЮБОМУ ПРЕДМЕТУ – ОСТАВИТЬ ЗАЯВКУ

НА РЕШЕНИЕ ТЕСТОВ И ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ, ДЕЙСТВУЕТ ГАРАНТИЯ ” ЛУЧШЕЙ ЦЕНЫ “, напишите нам, кто Вам предлагает дешевле чем у нас и где Вам это предлагают, мы проверим и если информация подтвердится, мы сделаем дешевле чем у них.

Руководство и управление советской П. осуществляются Государственными комитетами Совета Министров СССР и Советов Министров союзных республик по делам издательств, полиграфии и книжной торговли, а также управлениями издательств, полиграфии и книжной торговли краевых и областных исполкомов.

Полиграфия

Отрасль техники, совокупность технических средств для множественного репродуцирования текстового материала и графических изображений. В отличие от др. способов множественного репродуцирования (например, светокопирования), полиграфические способы характеризуются переносом красочного слоя из некоторого резервуара на воспринимающую поверхность (чаще всего бумагу), причём формирование слоя осуществляется в соответствии с заранее данным оригиналом, подлежащим репродуцированию. Под П. понимают также отрасль промышленности — полиграфическую промышленность, объединяющую промышленные предприятия, которые изготовляют печатную продукцию (книги, газеты, журналы, плакаты, географические карты и т. п.). П., или полиграфическая промышленность, является материально-технической базой издательского дела (См. Издательское дело).

П. прошла длительный и сложный путь развития. Её технической основой является изобретённое около 1440 И. Гутенбергом Книгопечатание. Уже в 16 в. П. приобрела характер развитой мануфактуры. В 19 в. с изобретением печатной машины в П. происходит промышленная революция, ознаменованная созданием полиграфического машиностроения (См. Полиграфическое машиностроение). В середине 20 в. в ходе научно-технической революции П. развивается по следующим направлениям: переход к электронным способам изготовления печатных форм для всех способов печати (использование ЭВМ для фотонабора и электронных цветоделителей для цветной печати), широкое применение ролевой офсетной печати на высокоскоростных машинах, создание автоматических поточных линий в отделочных цехах, комплексная механизация и автоматизация всего производства, использование фототелеграфной техники для передачи газетных полос (см. Газетное производство).

Технология П. содержит 3 основные группы производственных процессов: формные, печатные (собственно полиграфические) и отделочные. Формные процессы направлены на изготовление печатной формы — приспособления или устройства, формирующего красочный слой в соответствии с конфигурацией изобразительных элементов оригинала. Задача печатных процессов — получение множественных печатных оттисков, воспроизводящих оригинал. Отделочные процессы завершают изготовление печатной продукции.

Формные процессы включают наборные процессы (изготовление текстовой печатной формы) и процессы изготовления иллюстрационной печатной формы. Текстовая форма может быть получена из типографского Шрифта методами ручного набора или же с помощью наборных машин (См. Наборные машины), комплектующих литеры и изготовляющих форму или её полуфабрикат (в виде, например, фотокопии, см. Фотонаборная машина). Широкое распространение получили различные методы автоматического набора. Ручные способы изготовления иллюстрационной печатной формы в современной П. используются в качестве методов станковой графики (См. Графика) или для создания оригиналов, впоследствии воспроизводимых фотомеханическим или иным путём. Среди ручных способов высокой печати наибольшей известностью пользуются гравюра на дереве, или Ксилография, Линогравюра; глубокой печати — резцовая гравюра на металле, Офорт, Акватинта; плоской печати — Литография. Иллюстрационные формы изготовляют фотомеханическими методами (Автотипия, Фотоцинкография, Фотолитография, Фототипия и др.), а также с помощью электронных гравировальных машин. Оригинал, подлежащий фотомеханическому репродуцированию, фотографируют на репродукционном фотографическом аппарате (полутоновые оригиналы фотографируют через Растр). Негативное или позитивное изображение в копировальных рамах копируют на металлическую пластину, на которую предварительно нанесён светочувствительный слой. Затем пластину подвергают соответствующей обработке и травлению в травильных машинах (См. Травильная машина). При воспроизведении многокрасочных оригиналов изготовляют цветоделённые печатные формы посредством цветоделительного фотографирования или с применением электронных цветоделителей — цветокорректоров. При необходимости одновременного печатания тиража на нескольких машинах оригинальную печатную форму копируют, изготовляя т. н. вторичную форму. Для изготовления вторичных форм высокой печати широко используется Стереотипия, а также электролитические методы (см. Гальваностереотипия).

Различают 3 вида печатных процессов: печатание с формированием изображения в красочном резервуаре (гектография, туркинотипия); печатание с формированием изображения на промежуточной поверхности — форме (т. н. классические способы печати); печатание с формированием изображения на воспринимающей поверхности (способы с электростатическим и электромагнитным переносом красочного слоя). Классические способы печати различаются в зависимости от метода разделения печатающих и пробельных элементов. Формирование красочного слоя может осуществляться как в процессе перемещения краски сквозь форму (Трафаретная печать, мимеографирование, ротатор), так и путём нанесения краски на поверхность формы. В последнем случае применяется пространственная (Высокая печать и Глубокая печать) или физико-химическая (плоская печать) разделение печатающих и пробельных элементов. В печатных процессах, использующихся в современной П., красочное изображение переносят с формы на воспринимающую поверхность непосредственно или же с помощью одной (Офсетная печать) либо двух (Орловская печать) промежуточных поверхностей. Печатание осуществляется на печатных машинах (См. Печатная машина), которые различают по способу печати, по схеме построения печатного устройства, по количеству переносов красочного слоя, по типу подачи воспринимающих поверхностей. Перед печатанием проводится ряд подготовительных процессов: расстановка, или спуск полос формы, её закрепление, приводка, приправка.

Совокупность формных и печатных процессов и применяющегося для них оборудования, предназначенных для воспроизводства малотиражной документации (обычно информационного или управленческо-административного характера), называется оперативной полиграфией (См. Оперативная полиграфия).

Характер отделочных процессов зависит от вида печатной продукции. Наиболее сложны брошюровочно-переплётные процессы, применяемые в процессе изготовления книг и журналов (см. Брошюрование, Переплёт книжный).

Полиграфическая промышленность. Полиграфические предприятия в зависимости от характера производства носят название типография, типолитография, фабрика цветной печати, офсетная фабрика и т. д.; предприятия, объединяющие несколько типографских процессов или видов печати, называются полиграфическими комбинатами. По выпускаемым видам печатной продукции предприятия могут быть универсальными или специализированными (газетные, газетно-журнальные, книжные, картографические и т. д,). В СССР в состав полиграфической промышленности входят также вспомогательные предприятия — шрифтолитейные, красочные и др.

П. в России и в СССР. В дореволюционной России (1913) насчитывалось 2668 полиграфических предприятий, на которых работало около 100 тыс. чел. За исключением нескольких крупных типографий главным образом в Петербурге и Москве, оснащенных ввозимым из-за границы оборудованием и выпускавших небольшими тиражами дорогие издания на высоком полиграфическом уровне, основную массу предприятий составляли мелкие полукустарные типографии, где господствовал ручной труд. В среднем на каждую типографию приходилось меньше чем 3 печатные машины, на каждые 6 типографий — 1 наборная машина.

Великая Октябрьская социалистическая революция передала в руки трудящихся все технические и материальные средства печатания газет, брошюр, книг и др. произведений печати, что было зафиксировано в первой советской Конституции, принятой 5-м Всероссийским съездом Советов 10 июля 1918.

Первым советским учреждением, ведавшим вопросами П., был Технический совет по управлению государственными типографиями при Наркомате просвещения, созданный в декабре 1917; с апреля 1918 П. руководил Полиграфический отдел ВСНХ, который провёл национализацию крупных и средних предприятий П. и их перестройку (к концу 1920 было национализировано 1042 типографии), а также концентрацию типографий и упразднение мелких предприятий. Началось создание полиграфических предприятий в республиках: в 1922 построены Ташкентская типография №1 — первенец советского П. в Средней Азии, типографии в Азербайджане и др. В 1926—27 в Москве был сооружен первый полиграфический комбинат — типография газеты «Известия». Итоги восстановления и развития П. были подведены Всесоюзной полиграфической выставкой в 1927.

В годы довоенных пятилеток (1929—40) были построены крупные полиграфические предприятия, при этом главное внимание уделялось обеспечению технической базой газетной печати. Вступили в строй крупнейшие московские газетные типографии — типография газеты «Правда» (См. Типография газеты Правда), типография газеты «Рабочая Москва», «За индустриализацию» и др.; ряд газетных типографий в республиканских и областных центрах (Киеве, Минске, Алма-Ате, Баку, Ташкенте, Казани, Харькове, Свердловске и др.), созданы небольшие газетные типографии в районных центрах (в 1934 их насчитывалось 1800); для политотделов МТС и на транспорте было организовано свыше 2300 мелких газетных типографий. Создание в начале 30-х гг. отечественного полиграфического машиностроения позволило не только оснастить полиграфической техникой новые предприятия, но и технически перевооружить многие давно действующие. Так, значительно были расширены и переоборудованы основные книжные предприятия — Первая образцовая типография имени А. А. Жданова и типография «Красный пролетарий» (См. Типография Красный пролетарий) в Москве, типография «Печатный двор» в Ленинграде. Построены книжный полиграфический комбинат (типография № 2) в Москве, книжно-журнальные типографии в Киеве, Харькове и др. В Москве и Ленинграде проведена специализация книжных типографий по видам литературы. Крупные полиграфические книжные предприятия созданы в Ташкенте, Ашхабаде, Душанбе, Алма-Ате и др. В 1940 в СССР имелось 4784 предприятия П., на которых работало свыше 110 тыс. чел. По сравнению с 1913 средний тираж книги вырос более чем в 3 раза, а разовый тираж газеты — более чем в 10 раз.

В годы Великой Отечественной войны 1941—45 в районах, временно оккупированных немецко-фашистскими захватчиками, по неполным данным, было уничтожено или разрушено около 3 тыс. полиграфических предприятий.

За 1944—47 была восстановлена большая часть типографий. В первые послевоенные годы (1946—50) было завершено восстановление полиграфической промышленности и начата её реконструкция. Реконструированы ведущие типографии Москвы, Ленинграда и др. крупных промышленных и культурных центров, организовано 3500 районных типографий. На 1 марта 1949 насчитывалось около 6000 полиграфических предприятий, на которых работало 190 тыс. чел. Выросла концентрация производства: в 1950 почти 3 /4 всего выпуска печатной продукции приходилось на 16,5% полиграфических предприятий. С 50-х гг. начался новый этап в развитии сов. П., ознаменованный строительством мощных специализированных полиграфических комбинатов. Построены крупнейшие комбинаты: Калининский полиграфический комбинат цветной печати, Ярославский полиграфический комбинат, Саратовский комбинат для издания школьных учебников, новый комплекс типографии газеты «Правда», Минский полиграфический комбинат, Калининский полиграфический комбинат детской литературы, Чеховский полиграфический комбинат (Московская область), газетно-журнальный комбинат издательства «Радянська Украина» и фабрика цветной печати в Киеве и др. Реконструированы старые и построены новые корпуса типографии издательства «Молодая гвардия», типографии «Красный пролетарий», фабрики «Детская книга» в Москве, типографии № 3 им. Ивана Федорова, типографии им. В. Володарского, комбината цветной печати и фабрики офсетной печати № 12 в Ленинграде, типографии им. К. Пожелы в Каунасе, Рижской образцовой типографии, Кишиневского полиграфкомбината и др. За период 1960—70 введено в строй свыше 400 новых предприятий, реконструировано и расширено более 1 тыс. На 1 марта 1973 действовало 3204 полиграфических предприятия и 3623 множительных центра.

Современный уровень советского полиграфического производства характеризуется внедрением передовой техники и технологии, механизацией основных и вспомогательных процессов, комплексной механизацией участков, цехов и в целом предприятий, автоматизацией ряда процессов и участков. За 1966—70 комплексно механизировано 16 полиграфических предприятий, 130 цехов, создано более 100 поточно-механизированных линий.

Руководство и управление советской П. осуществляются Государственными комитетами Совета Министров СССР и Советов Министров союзных республик по делам издательств, полиграфии и книжной торговли, а также управлениями издательств, полиграфии и книжной торговли краевых и областных исполкомов.

Научно-исследовательскую работу в области П. ведут Всесоюзный НИИ комплексных проблем полиграфии (основан в 1931) в Москве с филиалом в Киеве, Украинским НИИ полиграфической промышленности во Львове (основан в 1932), Всесоюзный НИИ оборудования для печатных изданий, картонной и бумажной тары (основан в 1945) в Москве, НИИ электрографии в Вильнюсе (основан в 1957) и др. Проектирование предприятий ведётся Государственным проектным и научно-исследовательским институтом по комплексному проектированию предприятий полиграфической промышленности (Москва). Исследования в области экономики П., а также научно-технической информация отрасли сосредоточены в Центральном бюро научно-технической информации и технико-экономических исследований по полиграфической промышленности, издательскому делу и книжной торговле (ЦБНТИ по печати, основан в 1968).

Кадры для П. готовят Московский полиграфический институт (основан в 1930), Украинский полиграфический институт им. И. Федорова (основан в 1930) во Львове; Московский полиграфический техникум им. И. Федорова (основан в 1929) и др. средние специальные учебные заведения, а также ряд профессионально-технических училищ.

Выражением полиграфия можно назвать и специальную организацию (как hqprint. com. ua), и набор технического оборудования и непосредственно объединенный процесс различных одновременных работ для создания изображения.

Полиграфия. Значение полиграфии в современном мире

Полиграфия как отрасль промышленности представляет на рынок большой выбор напечатанной продукции, которые создаются в специальных помещениях и организациях. В современном мире количество разновидностей услуг, которые предлагает такая промышленность, растет.

Выражением полиграфия можно назвать и специальную организацию (как hqprint. com. ua), и набор технического оборудования и непосредственно объединенный процесс различных одновременных работ для создания изображения.

Все эти обозначения тем или иным способом представляют собой процесс печати. Например, техническое оборудование не только может создать печатные данные, а и произвести их большое количество копий. Что касается объединенного процесса, то параллельно печати создается и дизайн печатного материала, и множество других функций. А помещение полиграфия напрямую обозначает место, где производится печать.

Сам процесс печати имеет много последовательных этапов:

Только пройдя все эти этапы, материал становится готовым к печати. И уже после них возможны и другие услуги полиграфии, такие как переплетение и создание брошюр.

Востребованность полиграфической среды объясняется тем, что современный мир нуждается в рекламе. Например, развивающийся бизнес завлекает новых клиентов, тогда представители этой организации тесно связываются с полиграфией. Самым популярным методом рекламы становится печать листовок, журналов, каталогов и прочих бумажных носителей. Но создание и распространение рекламы с помощью различных услуг полиграфии носит как положительный, и отрицательный эффект.

Высокое качество продукции полиграфии правильный шаг к успешному продвижению товара на рынке, что в свою очередь поднимает его популярность. Поэтому реклама, которая отпечатана качественно и грамотно, способствует товару на длительное время опережать конкуренцию в своей сфере.

Полиграфия, которая осуществляет много способов печати и множество различных печатных услуг, является очень затребованной и незаменимой для современного населения. Существование надежных и проверенных печатных организаций облегчает рабочий процесс и другие потребности общественности.

Широкое применение полиграфия находит в сфере СМИ: любые газеты и журналы выходят в свет благодаря типографиям. Другая обширная область применения – реклама: листовки, постеры, календарики, брошюры, каталоги, плакаты, которые мы видим в супермаркетах, на остановках общественного транспорта, на стендах – всё это создано благодаря полиграфии.

Полиграфия

Широкое применение полиграфия находит в сфере СМИ: любые газеты и журналы выходят в свет благодаря типографиям. Другая обширная область применения – реклама: листовки, постеры, календарики, брошюры, каталоги, плакаты, которые мы видим в супермаркетах, на остановках общественного транспорта, на стендах – всё это создано благодаря полиграфии.

Книги, учебники, энциклопедии и методические пособия также изготавливаются с помощью полиграфического оборудования. Наконец упаковка, в которой мы приобретаем практически любой товар, тоже произведена в типографии. Яркая упаковочная продукция не только привлекает внимание покупателя, но и защищает продукт от преждевременной порчи, воздействия влаги, солнца, механических повреждений.

Это далеко не все области применения полиграфии. Существуют специальные технологии, позволяющие нанести изображения практически на любую поверхность – на одежду, кожу, стекло, пластик, металл. Данный вид переноса текста и рисунка именуется «шелкотрафаретная печать». Именно таким способом в промышленных масштабах наносятся изображения на предметы быта и обихода (зажигалки, сумки, бытовую технику, игрушки).

Современные типографии оснащены дорогостоящим оборудованием с компьютерным управлением: почти все производственные операции выполняются в автоматическом режиме на огромной скорости.

Стадии производства печатных изделий в упрощенном виде выглядят следующим образом:

    На основе работы дизайнера изготавливается макет продукта; Затем изготавливаются печатные формы; Данные закладываются в компьютер печатного станка, после чего изображение и текст наносятся на печатную поверхность; Изделие поступает в дальнейшую обработку – производится лакировка, вырубка, тиснение, лакирование, ламинация, резка печатного листа (постпечатные операции).

Полиграфия – постоянно развивающаяся отрасль промышленности. Чтобы изготавливать заказы быстро и качественно, типографии должны регулярно обновлять рабочие цеха, приобретая новейшие машины, совершенствуя технологии печати и постпечати. Будущих полиграфистов готовят в специализированных учебных заведениях – колледжах и университетах.

Нет такой компании, которая хотя бы раз за время своей деятельности не пользовалась бы услугами типографий. Печатные продукты нужны для рекламы, создания и укрепления имиджа, распространения информации о продуктах и услугах с помощью брошюр, листовок и плакатов. Способы привлечения покупателей и клиентов с помощью печатной продукции ограничены только фантазией дизайнеров и маркетологов: от них требуются только креативные идеи, а о методах их воплощения в жизнь позаботятся работники типографий.

Это далеко не все области применения полиграфии. Существуют специальные технологии, позволяющие нанести изображения практически на любую поверхность – на одежду, кожу, стекло, пластик, металл. Данный вид переноса текста и рисунка именуется «шелкотрафаретная печать». Именно таким способом в промышленных масштабах наносятся изображения на предметы быта и обихода (зажигалки, сумки, бытовую технику, игрушки).

Широкое применение полиграфия находит в сфере СМИ: любые газеты и журналы выходят в свет благодаря типографиям. Другая обширная область применения – реклама: листовки, постеры, календарики, брошюры, каталоги, плакаты, которые мы видим в супермаркетах, на остановках общественного транспорта, на стендах – всё это создано благодаря полиграфии.

Книги, учебники, энциклопедии и методические пособия также изготавливаются с помощью полиграфического оборудования. Наконец упаковка, в которой мы приобретаем практически любой товар, тоже произведена в типографии. Яркая упаковочная продукция не только привлекает внимание покупателя, но и защищает продукт от преждевременной порчи, воздействия влаги, солнца, механических повреждений.

Это далеко не все области применения полиграфии. Существуют специальные технологии, позволяющие нанести изображения практически на любую поверхность – на одежду, кожу, стекло, пластик, металл. Данный вид переноса текста и рисунка именуется «шелкотрафаретная печать». Именно таким способом в промышленных масштабах наносятся изображения на предметы быта и обихода (зажигалки, сумки, бытовую технику, игрушки).

Современные типографии оснащены дорогостоящим оборудованием с компьютерным управлением: почти все производственные операции выполняются в автоматическом режиме на огромной скорости.

Стадии производства печатных изделий в упрощенном виде выглядят следующим образом:

    На основе работы дизайнера изготавливается макет продукта; Затем изготавливаются печатные формы; Данные закладываются в компьютер печатного станка, после чего изображение и текст наносятся на печатную поверхность; Изделие поступает в дальнейшую обработку – производится лакировка, вырубка, тиснение, лакирование, ламинация, резка печатного листа (постпечатные операции).

Полиграфия – постоянно развивающаяся отрасль промышленности. Чтобы изготавливать заказы быстро и качественно, типографии должны регулярно обновлять рабочие цеха, приобретая новейшие машины, совершенствуя технологии печати и постпечати. Будущих полиграфистов готовят в специализированных учебных заведениях – колледжах и университетах.

Нет такой компании, которая хотя бы раз за время своей деятельности не пользовалась бы услугами типографий. Печатные продукты нужны для рекламы, создания и укрепления имиджа, распространения информации о продуктах и услугах с помощью брошюр, листовок и плакатов. Способы привлечения покупателей и клиентов с помощью печатной продукции ограничены только фантазией дизайнеров и маркетологов: от них требуются только креативные идеи, а о методах их воплощения в жизнь позаботятся работники типографий.

Стремительное развитие компьютерных технологий и внедрение настольных издательских систем привело к тому, что все этапы допечатной подготовки дизайн-изделия – обработка иллюстраций, верстка, цветоделение – чаще всего приходится выполнять одному человеку, специалисту по графическому дизайну. Поэтому исследование процесса подготовки графического оригинала к печати и роль дизайнера в этом процессе вызывает повышенный интерес как практиков, так и теоретиков дизайна.

Компьютерные технологии в полиграфии

Компьютерная графика – это создание при помощи аппаратных и программных средств компьютерной техники новых шрифтов, графических изображений (как черно-белых, так и цветных), мультипликационных изображений, сложных изобразительных монтажей, применяемых в полиграфии в качестве электронных оригиналов. Динамичное развитие компьютерной графики расширяет область ее применения, но размывает границы интерпретации термина «графический дизайн» (сам термин – неустоявшийся, и его нелегко отграничить от электронного монтажа, коллажа, мультимедиа, мультипликации, дизайна и художественного компьютерного искусства). Сегодня разработаны специализированные «издательские» пакеты компьютерной графики, названия которых хорошо знакомы дизайнеру: Photoshop, Illustrator, PageMaker, Quark Xpress и др. Создание дизайнерами изображения средствами компьютерной графики во многом повторяет работу над творческим воплощением идеи при помощи средств ручного письма. То и другое – творческая работа, включающая в себя технологические приемы. Техника – всего лишь инструмент, позволяющий ускорить творческий процесс и предоставляющий новые возможности для материализации результата. Широко внедряющиеся автоматизированные системы «компьютер – печатная форма» позволяют создавать печатное изображение на основе цифровых данных, полученных непосредственно с электронного носителя или компьютера.

Современные возможности растрового изображения достаточно широко используются в компьютерных технологиях. Цифровое сохранение и передача фотографий и рисунков в электронном виде происходит при помощи растровых цветоделительных технологий. Совершенствование технологий растрирования – процесс постоянных изобретений специалистов полиграфической промышленности. Имеется значительное количество программ, предназначенных для работы с иллюстративным материалом в виде фотографий и графических работ дизайнеров. С помощью специальных программ – графических редакторов, можно отредактировать изображение для применение в полиграфии, максимально приблизив его к оригиналу при тиражировании в печати. При этом, исследователи отмечают, что развитие допечатных процессов происходит в направление осуществления печати непосредственно циклом «компьютер – печатное оборудование», минуя процесс изготовления фотоформ, однако, на многих полиграфических предприятиях изготовление фотоформ по-прежнему осуществляется с помощью пленок, в этом случае цель цифрового метода допечатной подготовки остается прежней – создать пленки, с которых будет выполняться печать.

Знание процесса допечатной подготовки способствует большей оперативности, гибкости и управляемости в производственном полиграфическом процессе. Однако каждый программный пакет представляет собой всего лишь инструмент для реализации творческих замыслов художника или дизайнера такой же, как палитра или кисти, поэтому знание самих программ недостаточно для полноценного овладения навыками графика-дизайнера. В распоряжении пользователя сейчас могут быть самые мощные компьютеры и самые современные графические программы, способные быстро и качественно вывести файл на экран или отправить в печать любое изображение. Но, тем не менее, простота эта кажущаяся, и только профессионал-дазайнер может учесть все факторы, влияющие на работу, решить проблемы в комплексе и достаточно быстро. Передача смыслового содержания этих изображений во многом зависит только от знаний и творческих способностей дизайнера. Поэтому области приложения компьютерного дизайна требуют знания основ композиции, рисунка, колористики, полиграфии и других дисциплин, в совокупности дающих результат специалиста-дизайнера в сфере допечатной подготовки полиграфической продукции.

Как отмечает технолог и эстетик искусства Р. Арнхейм, сегодня ряд проблем культуры и профессиональной жизни требует от человека специальной визуальной образованности, более интенсивного а, главное, массового подключения человека к изобразительному искусству, к произведениям полиграфической промышленности, дизайна и графики. Последние в свою очередь, предполагают встречное развитие способности человека к визуальному восприятию. Таким образом, происходит формирование потребительского вкуса и потребности в восприятии высокохудожественной образности в любом, в том числе, и печатном графическом изделии. Удовлетворение эстетических потребностей, в конечном счете, определяет необходимый художественных уровень графического произведения, который обеспечивает дизайнер. Поэтому владение данными навыками и исследование возможностей их формирования в процессе дизайн-подготовки является одним из базовых направлений развития современного графического дизайна.

В настоящее время на кафедре ведутся исследования по созданию системы управления телекоммуникационными потоками. Используются новые подходы, основанные на фрактальных свойствах сетевого трафика. Создан стенд, позволяющий проводить экспериментальные исследования по управлению потоками данных. Разработан

институте есть программа подготовки бакалавра наук по направлению Graphic Media Marketing (маркетинг печатных средств массовой информации), где вопросы полиграфической технологии представляются студентам как часть подготовки бизнесмена в области печатных средств массовой информации (основа подготовки – экономика и бизнес).

Таким образом, в связи с тотальным переходом технологий издательского дела и полиграфии в цифровой формат международный образовательный процесс в этих отраслях коренным об-

Разом изменяется: от подготовки инженеров – к подготовке специалистов компьютерных процессов и бизнеса.

Все эти процессы в мировом образовании должны привести к коренным изменениям учебных программ и в нашем университете.

The author covers the questions concerning the fundamental change in printing technology and publishing and the corresponding transformation of educational process in this sphere. The international experience in training specialists ofimaging arts and print media is described.

Keywords: digital printing technology, publishing, Bachelor of Imaging Arts, Bachelor of Print Media.

Е. В. НИКУЛЬЧЕВ, доктор техн. Инф°рмацИ°ннЫе наук ТеХНОЛОГИИ

В статье анализируется опыт кафедры прикладной математики и моделирования систем по разработке новейших информационных технологий и внедрению их в учебный процесс.

Ключевые слова: информационные технологии, телекоммуникации, математическое моделирование систем, полиграфическое производство.

В широком понимании информаци – ствительно, появление компьютеров

Онные технологии (ИТ) охватывают вывело ИТ на качественно новый уро-

Обработку, передачу, хранение и вос – вень. Подобными вехами в развитии

Приятие информации. В настоящее общества в свое время были печатное

Время ИТ ассоциируются в основном с дело, радио, телевидение. Невзирая на

Компьютерными технологиями. Дей – последовательную смену этих средств,

Общим в ИТ остается создание эффективных методов обработки и передачи информации. Своим 80-летним опытом подготовки специалистов в области обработки и передачи информации Московский государственный университет печати активно участвует в создании технического и профессионального базиса информационного общества. Широкое применение современных информационных и телекоммуникационных технологий, вычислительных систем и компьютерных сетей в образовании определяет сегодня новые перспективы развития научных школ на базе университета.

Реализуемая в МГУП концепция образовательного процесса основывается на том, что система образования – это синтез фундаментальных знаний гуманитарных, естественных наук и информатики в приложении к различным средствам массовой информации.

В Московском государственном университете печати исследованиями в области информационных технологий, в частности освоением современных математических методов с использованием вычислительной техники, занимается кафедра прикладной математики и моделирования систем, созданная еще в 1976 г. Ее первоначальное название – кафедра прикладной математики и вычислительной техники (ПМ и ВТ), с которым она и вошла в состав инженерно-экономического факультета. Возглавлял ее тогда доктор технических наук, профессор Ю. П. Голинков. Сотрудники кафедры преподавали прикладные математические дисциплины, вели курсы вычислительной техники и программирования для студентов всех специальностей и всех форм обучения. В ее состав входила и учебная вычислительная лаборатория, оснащенная ЭВМ «Одра-1204» и «Мир-2».

Усилиям сотрудников кафедры создан вычислительный центр Московского полиграфического института. Выполнение преподавателями кафедры НИР по заданиям Ленинградского завода полиграфического машиностроения и Витебского завода специального технологического оборудования для электронной промышленности позволило вузу приобрести специализированное оборудование.

По мере развития вычислительной базы учебного процесса преподавателями кафедры ПМ и ВТ проводилась большая работа по совершенствованию методик применения ЭВМ в дисциплинах кафедры, развитию системы непрерывной математической и информационной подготовки студентов разных специальностей. Важным направлением компьютеризации учебного процесса стала разработка компьютерных тестов и применение программ автоматизированного контроля знаний студентов. Первая из таких программ – АСК, приобретенная в 1990 г. в Центре повышения квалификации работников авиационной промышленности, была освоена и доработана сотрудниками кафедры, после чего успешно применялась в течение 10 лет.

За период с 1976 по 1990 гг. преподавателями кафедры выполнен ряд фундаментальных научно-исследовательских работ по актуальным проблемам применения вычислительной техники в полиграфическом производстве, книгоиздании, экономике полиграфии и по созданию автоматизированных систем управления. По хоздоговору с заводом Ленполиграфмаш разработана автоматизированная система проектирования шрифтов для фотонабора, с помощью которой впервые в отрасли автоматизированным путем изготовлена гарнитура шрифтов, созданы принципиально новые

Способы считывания и обработки изображений для системы автоматизированного контроля печатных плат.

Важным направлением учебной и научно-исследовательской работы кафедры ПМ и ВТ в 1990-е годы было освоение и применение современных технологий мультимедиа, создание на их основе коммерческих программных продуктов (к примеру, «Говорящий многоязычный электронный словарь в картинках», одна из первых версий компьютерной карты Москвы).

В 2001-2005 гг. получены результаты в области разработки эконометри-ческих методов анализа полиграфического производства. В процессе выполнения НИР сформированы базы данных эконометрического анализа полиграфического производства и книжного рынка. Создана методика оптимизации структуры и параметров моделей оценки стоимости изготовления различных видов полиграфической продукции и цен книжного рынка. Разработаны автоматизированные системы оптимизации различных процессов полиграфического производства на основе методов случайного поиска.

С 2006 г. изменилось название подразделения – оно стало именоваться кафедрой прикладной математики и моделирования систем. Сформировано новое фундаментальное направление развития образовательного процесса и научной деятельности. Вместе с новым заведующим для организации работы в области печати на кафедру пришли специалисты по теоретическим вопросам обработки информации и управления, по математическому моделированию систем. С участием всех сотрудников коллектива были выстроены обновленные концепции и методики непрерывного получения студентами нетехнических специальностей знаний и умений в области математи-

Ки, математического моделирования и информационных систем. Нам удалось решить сложную задачу объединения преподавателей всех поколений, что обеспечивает как учебно-методическую, так и научно-исследовательскую преемственность, очерчивает четкие перспективы дальнейшей деятельности. Кафедра обладает значительным научным потенциалом: здесь работают 5 докторов физико-математических и технических наук, 11 кандидатов физико-математических, технических и экономических наук. Здесь же нашли применение своим силам талантливые молодые специалисты в области моделирования систем, теории принятия решений, методов оптимизации, методов обработки данных, прогнозирования временных рядов, разработки эффективных алгоритмов и создания программного обеспечения автоматизированных систем.

В настоящее время на кафедре ведутся исследования по созданию системы управления телекоммуникационными потоками. Используются новые подходы, основанные на фрактальных свойствах сетевого трафика. Создан стенд, позволяющий проводить экспериментальные исследования по управлению потоками данных. Разработан

Метод моделирования трафика на основе методов качественной теории нелинейных динамических систем. Разработана система диспетчеризации внешнего канала с динамически изменяющимися параметрами сети и система управления динамическим разделением загрузки в каналах связи при использовании взвешенного обслуживания трафика.

Научные исследования кафедры поддерживаются грантами Президента РФ, Российским фондом фундаментальных исследований, отраслевыми грантами. Коллективом накоплен многолетний опыт сотрудничества с различными институтами РАН (Институтом проблем управления РАН, Институтом программных систем РАН, Институтом вычислительных технологий СО РАН) и крупнейшими вузами России.

На предстоящем этапе деятельности обновленной кафедре предстоит решать новые задачи, связанные с разработкой и внедрением инновационных технологий в учебный процесс, вести научные исследования, совместно с другими кафедрами МГУП готовить для полиграфического производства, издательств, медиа-структур специалистов, способных применять инновационные технологии в своей сфере деятельности. Соответствие образовательного процесса мировым тенденциям развития отрасли печатной и непечатной медиаиндустрии является важной государственной задачей.

Внедрение компьютерной техники и телекоммуникационных технологий значительно расширило возможности применения накопленного МГУП методического опыта по подготовке современных специалистов, внедрению результатов научных исследований и решению технологических задач. Производство печатной продукции, несомненно, по своей сути явля-

Ется информационной технологией, задача которой – представление и донесение до широкого круга людей как текстовой, так и графической информации. Развитие медийных онлайновых средств добавило к классическим задачам полиграфии новые условия: подготовка электронных материалов, дизайн веб-страниц, обработка изображений, качественное и безопасное для зрения представление информации, анализ текста. Появились новые направления, в частности Интернет-журналистика, использование сетей для оценки общественного мнения о книжной продукции, влияние Интернет-общения на русский язык и др. Опыт научных школ МГУП позволяет успешно осваивать и их.

Современное оборудование для цифровой печати дало новые возможности для совершенствования информационных систем допечатных и пос-лепечатных процессов. Массовое использование широкого спектра мобильных устройств и компьютеров для выхода в сети определяет необходимость разработки специализированных методов воспроизведения информации для различных типов устройств.

ИТ и в области технологий классической полиграфии, которая расширяет свои возможности за счет новых форм, видов и материалов. Одна из них – эффективное применение телекоммуникационных сетей для формирования автоматизированных рабочих потоков. Требуется разработка и наладка автоматизированных систем управления, учитывающих национальные особенности действующей в стране техники, технологий и компьютерных сетей.

Разработка новых печатных материалов, новых полиграфических технологий и методов значительно уско-

Ряется при опоре на результаты фундаментальной науки и при использовании специализированных пакетов прикладных программ и математических вычислений.

В целом совершенствование учебного процесса в Московском государственном университете печати осуществляется в русле тенденций развития полиграфического образования в мире. Весь учебный процесс строится на широком использовании информационных технологий, которые, несомненно, являются настоящим и будущим отечественной полиграфии и издательского дела.

NIKULCHEVE. INFORMATION TECHNOLOGIES IN POLYGRAPHY The experience of the chair of applied mathematics and system modeling in development of IT-technologies and their application in educational process is analyzed. Keywords: IT, system modeling, printing process.

А. А. СТОЛЯРОВ, декан факультета издательского дела и журналистики

В статье речь идет о проекте «интегрированное обучение », который дает возможность осуществлять практическую подготовку студентов на регулярной основе в реальных условиях издательского и книготоргового бизнеса в интересах конкретных компаний при их непосредственном участии.

Ключевые слова: интегрированное обучение, практическая подготовка студентов, коммуникативные компетенции.

На факультете издательского дела и журналистики осуществляется проект «Интегрированное обучение». Смысл проекта в том, чтобы студент приобрел профессиональные навыки, которые в дальнейшем помогут ему быть успешным на рабочем месте, соответствующем его квалификации. Участниками проекта являются студенты старших курсов очной формы, которые обучаются по специальностям «Издательское дело и редактирование» и «Книгораспространение». В ходе уче-

Бы они направляются на работу в издательства и книготорговые предприятия, выбранные в качестве учебно-производственных площадок. Схема интегрированного обучения заложена в расписание занятий: в первой половине дня студент специальности «Издательское дело и редактирование» работает в качестве редактора-стажера, а вечером учится в университете; расписание занятий по специальности «Книгораспространение» ориентировано на запросы книготорговых

Технические средства полиграфической промышленности обеспечивают решение задач по удовлетворению потребностей читателя на самом современном уровне. Для подтверждения этого факта достаточно привести примеры создания и развития таких технологий как вывод информации из компьютеров или из компьютерных банков данных прямо на печатную форму, в печатную машину или же просто на бумагу. Эти технологии получили уже название ctp (Computer-to-Plate, Computer-to-Print, Computer-to-Paper). Как мы видим из их самих названий, в этих технологиях исключаются обычные ранее в полиграфии процессы, выполняемые на фотопленке, т. е. Необходимость в изготовлении негативов или диапозитивов (фотоформ), пригодных для копирования печатных форм. Хотя не теряют своего значения системы вывода информации из компьютера на фотопленку ctf (Computer-to-Film), в которых специальные построчные записывающие устройства пришли на смену репродукционному фотоаппарату.

Что такое полиграфия: Технические науки это полиграфия радиотехника

Технические средства полиграфической промышленности обеспечивают решение задач по удовлетворению потребностей читателя на самом современном уровне. Для подтверждения этого факта достаточно привести примеры создания и развития таких технологий как вывод информации из компьютеров или из компьютерных банков данных прямо на печатную форму, в печатную машину или же просто на бумагу. Эти технологии получили уже название ctp (Computer-to-Plate, Computer-to-Print, Computer-to-Paper). Как мы видим из их самих названий, в этих технологиях исключаются обычные ранее в полиграфии процессы, выполняемые на фотопленке, т. е. Необходимость в изготовлении негативов или диапозитивов (фотоформ), пригодных для копирования печатных форм. Хотя не теряют своего значения системы вывода информации из компьютера на фотопленку ctf (Computer-to-Film), в которых специальные построчные записывающие устройства пришли на смену репродукционному фотоаппарату.

Только недавно появились сканеры, как эволюция уже снова идет в направлении их замены неудержимо развивающимися цифровыми фотоаппаратами.

На смену, или пока еще в дополнение к классическим способам печати пришла цифровая печать, имеющая свои особенности, свои области применения и, заполняющая свои собственные рынки.

Но и этим не исчерпывается уровень развития новых технологий. Уже появились технологии вывода информации из компьютера на что угодно (для различных способов печати)– на флексографскую или трафаретную печатную форму, на форму глубокой печати, да мало ли еще на что. Главным здесь является запись изображения построчно световым или лазерным лучом, лазерным диодом.

При этом изображение переносится не все сразу, а по строкам с определенным числом линий на дюйм или сантиметр. Вот такова общая картина совершенствования или, точнее, нового развития современной полиграфической промышленности, которая стала важной составной частью информационных технологий, ибо в наш век полиграфия, как никогда близко связана с информацией, ее обеспечением, обработкой и быстрой доставкой потребителю.

В последующем, не делая особого акцента на глобальных проблемах развития полиграфии, мы рассмотрим те развивающиеся особенно интенсивно информационные технологии, которые являются основой для создания и упрочения новых рынков полиграфической продукции.

Печать книг по требованию. Если совсем еще недавно для нас представлялось фантастическим событием экономичное и сравнительно простое издание только одного экземпляра книги и не большего их числа, то теперь это положение коренным образом меняется. Сейчас же многие известные фирмы производят машины для печати по требованию.

Во-первых, следует иметь в виду, что роль книги никоим образом не падает и не будет падать в будущем. Об этом свидетельствует непрекращающееся развитие полиграфической техники и полиграфических технологий, но на новом техническом уровне, позволяющем сравнительно просто получать то, что раньше было недоступно.

Во-вторых, производство бумаги не только не сокращается, но и, наоборот, увеличивается, и прогнозы говорят также об увеличении ее производства в будущем.

В-третьих, новые возможности издания книг и другой печатной продукции предоставляет развивающаяся высокими темпами цифровая печать, которая оптимально подходит для малых тиражей, вольно или невольно стимулируя их издание. Здесь цифровая печать– это не просто новый способ печати, а способ, который, благодаря своим собственным параметрам производительности и качества, позволяет осуществлять новые идеи в производственной области печатного производства.

По свидетельствам прессы на 2000 год в немецкоязычных странах Европы 37% из 150 опрошенных предприятий уже установили и используют у себя цифровую технику, а еще 13% готовы ее внедрить. Из оставшегося количества одна треть планирует инвестиции в эту область, но без конкретного временного плана. И только 20% еще не готовы к обсуждению этой темы. Национальная Ассоциация полиграфистов — Технологии полиграфии, стандарты и организация работы типографии

В-четвертых, появились и успешно развиваются связанные с цифровыми технологиями новые, бесконтактные способы струйной и других способов печати, о которой мы еще будем говорить подробно.

В-пятых, одной только печати, будь то 1 экземпляр или 1000 экземпляров, недостаточно для изготовления любой книги. Отпечатанные листы надо сфальцевать (если они должны после печати складываться), подобрать, скрепить, обрезать и подрезать, одеть в заранее изготовленный переплет или обложку, и только тогда можно говорить, что книга готова. На крупносерийном производстве эти вопросы решаются специальным послепечатным оборудованием, обладающим, естественно, высокой производительностью и большой гибкостью.

Но как только возникла необходимость в аналогичном оборудовании для технологий изготовления книг по требованию, так к процессу его создания подключились фактически все ведущие производители послепечатного оборудования. И такое оборудование имеется сейчас на рынке. Оно с одинаковой экономической эффективностью может переплести и один экземпляр, и много экземпляров книги.

На пути применения отделочных работ встретились еще подводные камни в виде особенностей используемой здесь цифровой печати. Например, в отличие от традиционных технологий, здесь печатная краска не проникает в толщу бумаги, а лежит на ее поверхности. И при сгибе (фальцовке) листа она осыпается, оголяя поверхность бумаги. Но и эта проблема была успешно решена.

В-шестых, происходит перераспределение объемов рынков различной полиграфической продукции, которое свидетельствует отнюдь не о сокращении полиграфического рынка вообще, а о перераспределении рынков ее производства.

Очевидно, что уменьшатся объемы выпуска справочной и словарной литературы. Их часть рынка перейдет к электронным медиа. Уже сейчас много словарей, энциклопедий, справочной литературы можно установить на компьютер и обеспечить быстрое нахождение при их помощи требуемой пользователю информации.

Здесь лежит огромный потенциал развивающегося рынка печати по требованию. Ведь сколько изданий требуют очень ограниченных тиражей, которые при обычных условиях печати неэкономичны. Это могут быть справочники и руководства, описания различных специфических продуктов, специальные каталоги или допечатки научных изданий. Если до начала печати тиража точно определено, сколько требуется экземпляров, то не будет иметь места никакого перепроизводства с последующей необходимостью складирования или даже уничтожения излишков.

Спорным является вопрос о судьбе художественной литературы. Хотя сейчас появились целые библиотеки на CD-ROM с полными собраниями сочинений, спорным здесь является вопрос о том, сколько читателей захочет пользоваться вместо привычных книг изображениями страниц этих книг на экране компьютера. Тем не менее, разработка таких электронных носителей книжной информации ведется, и уже появились портативные экраны с определенной памятью, в которую читатель может записывать получаемую через сеть информацию, а точнее сами книги, которые он хочет почитать. Национальная Ассоциация полиграфистов — Технологии полиграфии, стандарты и организация работы типографии

Хотя можно поспорить о судьбе журналов (тем более что уже появились электронные версии «бумажных» журналов) но представляется очень сомнительным переход журналов в разряд чисто электронных версий. По крайней мере, в обозримом будущем.

Печать газет. В области же газет будущего уже появляются сведения о принципиально новых разработках. Причем здесь речь идет уже не о распечатке на принтере на бумагу свежей газеты, а о разработках специальной «электронной» бумаги, подключаемой к компьютеру. Так, в исследовательском центре Xerox Palo Alto Research Center (США) разработана электронная бумага E-Papier, представляющая продукт будущего, благодаря которой такие печатные продукты как книги и газеты могут выглядеть по-иному, чем сейчас. Принцип ее работы заключается в том, что на тонкой полимерной подложке записываются знаки, которые впоследствии могут быть стерты. Этот материал может быть использован много раз. Иллюстрации и тексты на нем заряжаются и стираются электронным путем. Необходимая для этого «бумага» Gyricon представляет тонкий полимерный лист с миллионами зерен, находящихся в камерах или масляной среде.

Каждое зерно, которое может свободно вращаться, имеет две окрашенные стороны — черную и белую, которые реагируют на электрический ток. Благодаря таким зернам читатель может видеть лишь одну сторону каждого зерна. Другими словами E-Papier является дисплеем, тонким как бумага, но она не нуждается в электрической подпитке.

Изображение наносится с помощью специального устройства, стирающего старое изображение и наносящего новое. Возможное будущее применение E-Papier лежит в тех областях, где сегодня безраздельно господствует бумага.

Эта «бумага»– многократного пользования, и, таким образом, читатель каждый день сможет получать графическую информацию, прочитав которую он может ее стереть и подготовить лист ее к приему более свежей информации. Разработки такой бумаги ведутся также фирмой IBM, и, вероятно, другими фирмами, но точное время появления ее на рынок пока под вопросом. Что касается обычных газет, то они, по прогнозам, имею все шансы на развитие и последующее существование.

Печать по требованию. Для нас наибольший интерес представляет последнее обстоятельство (перераспределение объемов рынков различной полиграфической продукции), которое показывает, куда и как развивается рынок печати по требованию.

В печати оборудование для этого рынка сейчас фигурирует под названиями «Печать по требованию» pod (Printing-on-Demand) или «Изготовление книг по требованию» bod (Books-on-Demand).

И не случайно в названии технологии фигурирует слово «книга», ибо здесь речь идет в первую очередь о печати книжной продукции.

Мы уже говорили о том, что тиражи книг уменьшаются при увеличении их названий. Кроме того, извечно желание читателей «достать» редкую, давно уже распроданную книгу. А тут новые технологии предоставляют такую возможность в неограниченном количестве. Кнабе Г. А. Оперативная полиграфия. Организация бизнеса и эффективное управление цифровой мини-типографией. — М.: «Вильямс», 2007. — С. 240. — 3000 эк

На третьем этапе макет подготавливается к печати. Это означается, что выполняется подготовка, при которой макет получает параметры, обеспечивающие соответствие всем требованиям печати в конкретной типографии. Такая подготовка зависит от того, какой вариант печати будет использоваться, от типа бумаги, выбранной полиграфической продукции. Дизайнер определяется с тем, какого размера будут изображения, устанавливает цветовую модель, обозначает поля, чтобы правильно выполнить обрезку.

Графический дизайн упаковки

Полиграфический дизайн примеры может иметь самые разнообразные, но наиболее наглядные из них всегда представлены на полках магазинов, в торговых точках, салонах красоты и в других местах, где можно увидеть упаковку.

Оригинальность и качество такого дизайна является очень важной составляющей для любого бренда. Это мощный инструмент маркетинга и посыл для потребителя, способ коммуникации с клиентом. Сегодня упаковка – это один из решающих факторов, который может повлиять на желание покупателя приобрести тот или иной товар, воспользоваться конкретной услугой.

Графический дизайн разрабатывается в соответствии со многими обязательными требованиями. В первую очередь это привлекательность. Во-вторых, это тактильный отклик, который подразумевает использование определенного материала, качества печати и размеров упаковки. Немаловажная составляющая – эмоциональный отклик. Дизайн должен быть таким, чтобы он вызывал у потребителя положительные эмоции, а также определял связь потребителя с торговой маркой или конкретной продукцией. Но самое главное – это фирменный стиль. Идея бренда, фирменный стиль компании – все это должно присутствовать в графическом дизайне упаковки и повышать узнаваемость и привлекательность продукции.

Графический дизайн упаковки – довольно сложный и длительный процесс, требующий детальной проработки каждого элемента. На этапе разработки собирается и анализируется та информация, которая связана с целевой аудиторией, с рынком в целом и с прямыми конкурентами в конкретной сфере. Также разрабатывается главная идея, дизайн-концепция, подбираются различные графические решения, которые становятся основой для создания нескольких

После этого дорабатываются все нюансы, выбираются шрифты, цветовая гамма, подготавливаются различные иллюстрации, фото и другие материалы. Допечатная подготовка тоже является обязательной, чтобы все требования заказчика и типографии были учтены при дальнейшем изготовлении продукции.

Важным направлением учебной и научно-исследовательской работы кафедры ПМ и ВТ в 1990-е годы было освоение и применение современных технологий мультимедиа, создание на их основе коммерческих программных продуктов (к примеру, «Говорящий многоязычный электронный словарь в картинках», одна из первых версий компьютерной карты Москвы). Vivalady. info NIKULCHEVE. INFORMATION TECHNOLOGIES IN POLYGRAPHY The experience of the chair of applied mathematics and system modeling in development of IT-technologies and their application in educational process is analyzed. Keywords: IT, system modeling, printing process..

Оцените статью
Подписаться
Уведомить о
guest
0 Комментарий
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Adblock
detector