Поговорив с девушками и сыграв пару раз в кегли, Профейн, Анхель и Джеронимо вышли на улицу.
Размер печатного шрифта
Википедия Значение слова в словаре Википедия
Кегль — размер буквы или знака по вертикали, включающий её нижние и верхние выносные элементы. Измеряется в пунктах.
Примеры употребления слова кегль в литературе.
Поговорив с девушками и сыграв пару раз в кегли, Профейн, Анхель и Джеронимо вышли на улицу.
Но, поднимая встречное теченье, Ее к плотине вынесла волна, И там она у берега осталась, Где в кегли Фландрия с Брабантом состязалась.
Удар прозрачно-изумрудного разряда был страшен: белые трости – вразброс, черные фигуры – враскат, точно сбитые кегли, наголовные накидки – вразлет, как летучие мыши, фигура гроссмейстера странно взметнулась кверху и странно опала бесформенной грудой одежд.
Сходство с кегельным шаром заканчивалось широкой щелью рта с опущенными краями – ни дать ни взять выточка для руки игрока в шаре для кеглей.
Можно рекомендовать следующие виды игр и развлечений: теннис, кегли, гандбол, пинг-понг, бадминтон, такие танцы как кадриль и т.
Нужно жить всегда влюбленным во что-нибудь недоступное тебе. Человек становится выше ростом от того, что тянется вверх.
Нужно жить всегда влюбленным во что-нибудь недоступное тебе. Человек становится выше ростом от того, что тянется вверх.
ПАВЛИН – несмотря на всю роскошь оперения павлина, считается, что хранить в доме павлиньи перья – к большому несчастью. Если вам довелось услышать крик павлина, ждите интересных новостей, которые, возможно, полностью изменят вашу жизнь.
Если Вы заметили ошибку, сообщите нам пожалуйста об этом,
Мы обязательно ее устраним и сделаем сайт еще интереснее!
Рисунок шрифта является произведением графического искусства и характеризуется особенностями отдельных элементов, формирующих букву. В зависимости от соотношения толщины основных и соединительных штрихов, а также от формы и наличия засечек, в России типографические шрифты делятся на шесть основных и одну дополнительную группу.
Полиграфический шрифт
Шрифт – графическое изображение букв какого-либо алфавита с относящимися к нему знаками и цифрами. Может быть русским, латинским, греческим, грузинским и т. д.
Полиграфический шрифт – комплект букв, цифр и знаков, предназначенных для полиграфического воспроизведения какого-либо алфавита. Для воспроизведения текста в полиграфии применяется большое разнообразие шрифтов, отличающихся друг от друга не только принадлежностью к тому или иному алфавиту, но и рисунком, начертанием и размерами.
Интерлиньяж – интервал между линиями (либо верхней, либо средней, либо нижней) шрифта.
Рисунок шрифта является произведением графического искусства и характеризуется особенностями отдельных элементов, формирующих букву. В зависимости от соотношения толщины основных и соединительных штрихов, а также от формы и наличия засечек, в России типографические шрифты делятся на шесть основных и одну дополнительную группу.
Еще одна классификация шрифтов – по начертанию. Начертание шрифта – каждое графическое видоизменение очка шрифта в пределах одной группы. Начертание разделяется по трем основным признакам:
По насыщенности очка (отношение толщины основного штриха к внутрибуквенному просвету). Бывает светлым, жирным и полужирным.
По наклону основных штрихов. Бывает прямым, наклонным и курсивным.
По «плотности». Бывают нормальные, узкие и широкие начертания шрифта.
Размер шрифта характеризуется размером его кегля, выраженного в типографских пунктах.
По целевому назначению все полиграфические шрифты можно разделить на четыре группы:
По насыщенности различаются шрифты: светлые, полужирные, жирные.
По наклону основных штрихов различаются шрифты: прямые – с вертикальными основными штрихами, курсивные, характеризующиеся отклонением основных штрихов от вертикального положения и тем, что рисунок строчных букв (например, а, ч, д, т, и др.) напоминает буквы, написанные от руки. Наклонные шрифты повторяют рисунок всех знаков прямого шрифта.
По относительным размерам ширины и высоты знаки шрифта делятся на пять групп по соотношению ширины очка к высоте:
По характеру заполнения штрихов шрифты различают: нормальные, контурные, выворотные, оттененные, штрихованные и др. Все эти шрифты, отличающиеся от нормально заполненных, имеют специальное назначение, в практике используются редко, например, для набора пригласительных билетов, афиш, рекламных изданий и т. п.
По целевому назначению все полиграфические шрифты можно разделить на четыре группы:
- 1. Текстовые шрифты, применяемые для текстов — книжного, журнального, газетного и др. К ним относятся шрифты прямого светлого начертания кеглем от 6 до 12 пунктов. 2. Выделительные шрифты, служащие для выделений в тексте слов. Кегель от 6 до 12 пунктов, наклонного, курсивного, а так же полужирного и жирного начертаний. 3. Титульные шрифты, используемые для заголовков и титульных листов, кегель от 16 до 48 пунктов. 4. Афишно-плакатные шрифты, кеглем свыше 48 пунктов (до 15 квадратов).
Гарнитурой шрифта называется комплект шрифтов одинакового рисунка, но различного начертания и размера. Гарнитура имеет свое название. Например, литературная, обыкновенная, рекламная и т. д.
Кегль — высота площадки, на которой расположена буква.
В кегль входят надстрочные и подстрочные пробелы. Кегль определяет интерлиньяж. Расстояние между строками называется интерлиньяжем.
Фольга – 1. (в брошюровочно-переплетном производстве) тонкий красочный или металлический слой, расположенный на подложке и предназначенный для нанесения на переплетную крышку или другие части издания при оформлении; 2. (в формном производстве) тонкий лист алюминия, используемый для изготовления печатных форм.
Словарь терминов полиграфии
Абзац – самая мелкая структурно-композиционная единица текста, графически обозначаемая в наборе абзацным отступом, обратным абзацным отступом или неполной концевой строкой.
Авантитул – первая страница издания, расположенная перед титульным листом и содержащая обычно издательскую марку, эпиграф, посвящение, надзаголовочные данные, выходные данные.
Абрис – в макете – линии, для обозначения областей наложения краски или подлежащих обработке.
Агат – 1. шрифт кеглем 5,5 пунктов. 2. единица, используемая для измерения высоты колонки, равная 0,071 дюйма.
Акциденция – художественные полиграфические работы (бланки, объявления, афиши, визитные карточки, пригласительные билеты и др.), в дизайне которых используются разнообразные декоративно-оформительские элементы, такие как шрифты, линейки, орнаменты и предметно-сюжетные украшения.
Альбомная ориентация (landscape) – такое расположение страницы, при котором ширина её превышает высоту, в отличие от портретной ориентации (portrait).
Афиша – анонс какого-либо грядущего события. Распространяется в наружной, печатной или Интернет рекламе.
Бигование – процесс продавливания листа для последующего сгиба.
Бинарный цвет – новый цвет, получаемый на оттиске при печати двумя красками разных цветов.
Брайлевская печать – способ печати полиграфической продукции для слепых, посредством создания рельефных точек. Определенные комбинации этих точек образуют шрифт Брайля, названный по фамилии изобретателя.
Бриллиант – самый мелкий полиграфический шрифт кеглем 3 пункта.
Бродсайт – рекламная листовка большого формата, рассылается в больших количествах по почте без конверта.
Брошюра (от фр. brochure — сшивать) – не периодическое книжное издание малого объема (свыше 4, но не более 48 страниц, соединенных между собой при помощи шитья скрепкой или ниткой) в мягкой обложке.
Буклет – не периодическое сфальцованное (сложенное параллельными сгибами в один или несколько раз), многокрасочное, иллюстрированное издание, используемое для имиджевой рекламы и имеющее единую композиционную основу.
Бул-Марк – рекламный материал, представляющий собой закладку для книги, или вкладыш в журнал.
Вкладыш – детальные инструкции и указания о мерах предосторожности для сложной и опасной продукции, вкладываемые в упаковку, а так же купоны, брошюры и т. д.
Воблер (Вобблер) – образовано от англ. wabble (качание). Представляет собой небольшую пластиковую или картонную пластинку с рекламным изображением, подвешенную на гибкой, часто прозрачной ножке или пружинке, для выделения определенного товара в местах продаж. Традиционно воблеры используются в универсальных магазинах, супермаркетах.
Вырубка – процесс получения плоских деталей путем отделения материала от заготовки по замкнутому контуру в вырубном штампе.
Гравюра – печатная форма, на которой изображение вырезано (награвировано) на деревянной доске, металлической пластине, линолеуме, камне и другом материале. Печатающие элементы должны быть рельефными, выпуклыми, рекомендуется изменить схему печати (вместо печати «по сырому» — печать «по сухому»).
Дидо (Didot, D) – европейская система типографских измерений, где в качестве базовой единицы используется пункт, равный 0,376 мм (0,0148 дюйма).
Емкость шрифта – плотность гарнитуры шрифта, зависящая от количества знаков, в строке заданного формата рекламы.
Жалон — носитель рекламы в местах продаж. Представляет собой рекламный картон, планшет или другое приспособление, изображающее товар. Жалон часто содержит лозунг, товарный знак и т. д. Элементы фирменного стиля. Обычно изготавливают большим тиражом по заказу производителя, который раздает их розничным торговым посредникам, продающим его товары.
Журнал — периодическое издание с высоким качеством печати и бумаги:
- содержащее статьи или рефераты по различным общественно-политическим, научным, производственным и другим вопросам; литературно-художественные произведения; имеющее постоянную рубрикацию; официально утвержденное в качестве журнального издания. Журнал может иметь приложения.
Заливка – (плашка) большая площадь поверхности, запечатанная одним цветом.
Инверсия – 1.«выворотка»; текст, набранный белыми буквами на черном фоне. 2. Переворачивание. Перестановка слов в предложении для усиления смысловой значимости «выносимого вперед» слова.
Интерлиньяж – пробел между нижней и верхней линиями смежных строк.
Календарь — периодическое справочное издание, содержащее последовательный перечень дней, недель, месяцев данного года, а также другие сведению различного характера. Различают календари-ежегодники, календари-ежемесячники, календари-еженедельники.
Калибр – толщина листа бумаги или картона в микронах.
Картуш – графическое украшение. Чаще всего в виде щита, панно, планшета, на который помещается рекламный текст, декоративные элементы.
Каталог — сброшюрованное справочное издание, иногда иллюстрированное, содержащее описание товаров или услуг, их свойств, технических характеристик, иногда цен.
Каттер – то же, что и плоттер, но предназначен для резки толстых виниловых пленок и тонких мягких пластиков.
Кегль – стандарт размера шрифта, измеряется в пунктах pt (0,35 мм).
Кипа – упаковочная мера листовой бумаги, листового картона и листов целлюлозы.
Клипарт — (от англ. сlip-art сброшюрованные репродукции для вырезания и окантовки) — готовые иллюстрации.
Кубарик (кубблок) – стопка бумаги небольшого формата, проклеенная с одной стороны для легкости отрыва. Используется для оперативных записей. Как правило, несет элементы фирменного стиля.
Купон – сертификат, предоставляющий возможность получить скидку при покупке определенных товаров или принять участие в рекламной акции. Купоны рассылают по почте, прилагают к другим товарам, включают в рекламные объявления и т. п. Считается, что купоны могут оказаться эффективными для стимулирования сбыта уже зрелого марочного товара и для поощрения потребителей опробовать новинку.
Курсив – начертание шрифта, где буквы несколько наклонены вправо.
Лакирование – процесс облагораживания листовой печатной продукции нанесением на нее полиграфического лака – для придания блеска.
Ламинатор – техническое устройство для покрытия рекламных материалов из бумаги или картона защитной пластиковой пленкой.
Ламинирование – покрытие бумаги или картона тонкой прозрачной пленкой под воздействием тепла и давления для защиты и улучшения внешнего вида рекламоносителя.
Латекс – материал на основе каучука, добавляемый к некоторым сортам бумаги для улучшения прочности на изгибах.
Листовка — малоформатное, относительно недорогое печатное издание без фальцовки (сгибов), одностороннее или двустороннее, с иллюстрациями или без них, черно-белое или цветное. Распространяется на выставках, ярмарках, презентациях, посредством «директ мейл», через торговые и сервисные предприятия.
Литография – от англ. lithograph (оттиск), вид плоской печати.
Лощеная бумага – бумага с повышенной степенью глянца.
Макет (Model) – 1. Предварительный эскиз печатного материала, на котором отображается расположение текста и графических элементов. 2. В полиграфии, представляет собой цифровую версию оригинальной печатной формы, как правило, в высоком качестве и с учетом особенностей печатных машин.
Наклейка (стикер) – небольшое рекламное изображение на самоклеящейся основе, чаще всего используется в фирменной рекламе (на чемоданы, на стекла автомобилей и т. д.).
Нонпарель (франц. nonpareille) – типографский шрифт, кегель которого равен 2,25 мм (6 п.).
Нумератор (Numerator) – машина для нанесения на бумаге или картоне неповторяющихся чисел и знаков.
Орнамент – украшение в виде узора, характеризующееся ритмически упорядоченным расположением повторяющихся изобразительных элементов.
Панель-кронштейн – двусторонний щит с внутренней подсветкой, размещенный на опорах городского освещения. Размер рекламного поля: 1,2×1,8 м.
Пантон – одна из систем стандартизации цветов, предложенная одноименной фирмой. Используя таблицу можно выбрать любой из 14 базовых и более 1000 составных цветов, получаемых из базовых с помощью формул. В каталоге представлены цвета для 2 основных типов бумаги – мелованной и офсетной. Распространенный термин – цвет по пантону. Преимущества: позволяет не зависеть от тонкостей цветоделения и точно выбрать нужный цвет.
Папка – Изделие из плотной бумаги, картона или полимера, предназначенное для хранения небольшого числа листов бумаги. В основном используется как элемент фирменного стиля.
Петит (Petit) – типографический шрифт, кегль которого равен 3,01 мм (8 п.).
Печатание – процесс получения изображения оригинала на оттиске, путем нанесения красочного слоя или слоев разных красок на запечатываемый материал, при помощи печатных форм.
Печатная реклама — тиражированные рекламные материалы, созданные полиграфическим методом. Видами печатной рекламы являются: афиша, буклет, каталог, листовка, информационный листок, рекламный листок, наклейка, информационное письмо, плакат, пресс-релиз, проспект.
Печать высокая – передача изображения на запечатываемый материал с печатной формы, на которой печатающие элементы расположены выше пробельных.
Печать глубокая – передача изображения на запечатываемый материал с печатной формы, на которой печатающей элементы углублены по отношению к пробельным.
Печать офсетная – технология косвенной плоской печати, при которой краска с печатной формы передается на запечатываемый материал посредством промежуточного офсетного цилиндра.
Печать плоская – передача изображения на бумагу с печатной формы, на которой печатающие и пробельные элементы расположены практически в одной плоскости и обладают избирательным восприятием печатной краски. При прямом способе плоской печати, изображение на печатной форме зеркальное. К этому способу относятся: фототипия, литография, ди-лито. При косвенном способе плоской печати (офсетная печать) изображение на печатной форме – прямое.
Печать струйная – технология получения копий, при которой изображение наносится на запечатываемый материал набрызгиванием специальных красок из сопел очень малого диаметра с высокой скоростью (до 1 млн. капель/сек). Струйная печать используется для производственной маркировки на мягких упаковках, получения читаемых надписей на поверхностях с грубой структурой, нанесения адресов на периодические издания и пр. Способ струйной печати используется в струйных принтерах, предназначенных для изготовления полутоновой цветопробы.
Печать трафаретная – передача изображения с использованием печатной формы, представляющей собой сетку (трафарет), сквозь ячейки печатающих элементов которой, с помощью ракеля, продавливается печатная краска. Существуют разновидности: классическая трафаретная и ротаторная печать (ризография).Изображение на печатной форме – зеркальное.
Печать флексографская — технология прямой ротационной высокой печати с фрагментарных эластичных печатных форм (арабесок) красками, закрепляющимися на невпитывающих материалах; особенность способа – возможность установки форм на формных цилиндрах различной длины окружности. Изображение на печатной форме зеркальное. Способ используется для печатания на упаковках, на пластиковых пакетах, при производстве газет и пр.
Пигмент – составляющая типографской краски, придающая ей цвет.
Пиксел (Pixel) — неделимая точка в растровой графике, маленькие элементы изображения, получаемые при оцифровке текста или графики. Пиксел представляет собой мельчайшую точку или элемент изображения, который может быть адресован и отображен.
Плакат (постер) — многокрасочный лист большого формата, содержащий крупное изображение и небольшое количество поясняющего текста: название фирмы, товара или услуги, товарный знак (логотип), реквизиты фирмы, слоган. Плакат часто используют для оформления интерьера и в качестве сувенира (плакат-календарь).
Плоттер — компьютерное устройство вывода. Различают режущие и струйные плоттеры. Обе модификации широко используются при изготовлении элементов наружной рекламы. Режущие плоттеры используются для резки самоклеящихся пленок, применяемых для изготовления рекламных элементов методом аппликации. Струйные плоттеры используются для широкоформатной (до 5 м) печати на тканях, бумаге, виниловой пленке.
Полиграфическая деятельность в РФ — набор, подготовка печатных форм (включая изготовление печатей и штампов), печать, изготовление тиражей печатных изданий любого вида.
Полиграфия – отрасль техники, совокупность технических средств и технологических приемов, используемых для получения большого количества одинаковых копий (репродукций) оригинала, прошедшего редакционную подготовку и допечатную подготовку.
Полноцветная печать – допустимое обозначение многокрасочной печати.
Репродукция – оттиск, выполненный полиграфическими средствами и воспроизводящий изобразительный издательский материал.
Ретушь (retouching) – дополнительная коррекция изображения, устраняющая дефекты и (или) изменяющая его геометрические, градационные, цветовые и частотные характеристики.
Ризография – фирменное название способа ротационной трафаретной печати, с использованием печатной формы, изготовленной прожиганием микроотверстий в формном материале для образования печатающих элементов (ротаторная печать с форм, изготовленных электроискровым способом или с использованием лазера).
Тампопечать – передача изображения с печатной формы на запечатываемую поверхность, как правило неплоскую, с использованием упруго-эластичного тампона. Изображение на печатной форме прямое. Используют для печатания на ручках, ампулах, зажигалках и др.
Тарный картон – прочный картон, обладающий хорошей способностью к сгибанию и биговке, применяется для изготовления тары. Выпускается сплошным или гофрированным.
Тиснение конгревное – процесс выдавливания отдельных участков полиграфического материала для создания рельефного (выпукло-вогнутого) изображения при помощи специальных устройств.
Тиснение фольгой – процесс присоединения фольги к бумаге при помощи специальных аппаратов.
Точка (dot) – 1. отдельный элемент, из которого состоит растровое изображение. 2. синоним понятия пиксел (pixel) или пятно (spot): наименьшее воспринимаемое изображение, которое может быть отображено системой на экране, на фотоматериале или на бумаге. Количество точек на дюйм – dpi – стандартная единица измерения расширения, выраженная в точках или пикселях для фотонаборных устройств четвертого поколения или лазерных принтеров. Чем выше разрешение (больше точек на дюйм), тем резче полученное изображение.
Уровень серого – уровень светлоты серого, воспринимаемый сканером от участка полутонового оригинала. Уровни серого обычно делятся на 16, 64 или 256 ступеней, от чистого белого до сплошного черного.
Фальцовка – складывание оттиска (или бумажного листа) в тетрадь.
Фольга – 1. (в брошюровочно-переплетном производстве) тонкий красочный или металлический слой, расположенный на подложке и предназначенный для нанесения на переплетную крышку или другие части издания при оформлении; 2. (в формном производстве) тонкий лист алюминия, используемый для изготовления печатных форм.
Форзац – сложенный пополам лист бумаги или оттиска (односгибная тетрадь), помещаемый между переплетной крышкой и блоком книги. Служит связующим звеном между книжным блоком и переплетной крышкой. Существуют несколько видов форзацев.
Цветная печать – процесс печатания оттисков с использованием хотя бы одной цветной краски.
Цветность – количество красок, в которые запечатывается изделие. Обычно принято обозначать при помощи цифр: 4 0 (более 4 – полноцвет), 1 1 и т. д. Первая цифра – количество красок на лицевой стороне, вторая – на обороте.
Цветопроба – получение контрольного цветного изображения на материальном носителе или на цветном экране видеотерминального устройства. Различают аналоговую (растровую), полутоновую (цифровую) и экранную цветопробы.
Цифровая печать – технология получения оттисков в печатной машине с использованием переменной печатной формы, изменениями в которой при каждом цикле управляет ЭВМ издательской системы. Этот вид техники используют для малотиражных рекламных или коммерческих изданий, в которые должны быть внесены изменения в процессе изготовления тиража. В некоторых машинах возможно внесение изменений после печатания даже одного экземпляра.
Широкоформатная печать — многокрасочная печать на полимерных рулонных материалах. Используется при изготовлении элементов наружной рекламы.
Постпресс (Postpress) – постпечатная отделка. То есть процессы следующие непосредственно после нанесения изображения. Под технологиями постпресса может подразумеваться любая отделка:
Термины
Биговка – линия для последующего сгиба полиграфической продукции. Технология применяются для облегчения процесса последующей фальцовки, делаю сгиб аккуратным и не заламывающим бумагу или картон.
Выворотка, выворотная печать – отображение текста или графики инверсионным способом, технология печати при которой запечатывается все пространство кроме макета.
КБС – технология клеевого бесшвейного скрепления. Данный вид скрепления применяется для изготовления листовой полиграфии. Листы склеиваются друг с другом и обложкой издания. Способ является альтернативой установки скобы или пружины.
Клише – печатная форма для отображения изображения или графический элементов макета. Под клише иногда подразумевают офсетную пластину или форму применяемую для тиснения фольгой, конгрева и блинта.
Переплет – Способ оформления при производстве многостраничной продукции. Переплет может быть мягким и жестким. У первого вида может быть несколько видов скрепления:
Разнотон – неоднородность цвета в тираже. Это связанно с технологическими особенностями офсетной печати, краска имеет свойства раскатываться и по мере раскатывания краска становится все ближе становится к необходимому оттенку. Разнотон можно заметить на приладочных листах печатной продукции.
Марашки – белые или серые точки на области печати. Происходит из-за попадания на печатные валы пыли. Согласно с ГОСТами есть допустимое число таких точек, на оттиске размером не более 1,5 мм в количестве 2-х штук на 0,35 м2.
Полошение – продольные полосы на печатном поле, вызванные не раскатанной краской на валах офсетного оборудования, дефектом валов или пластин используемых для оттиска.
Плотность бумаги – параметр материала, выражающейся в граммах на квадратный метр (г/м2). Ознакомьтесь подробнее с плотностью и другими характеристиках бумаги.
Плашка – область сплошной печати (заливки) на листе.
Полоса – страница в блоке листового издания. Пример: журнал 20 полос + 4, обозначает 20 внутренних страниц + двухсторонняя обложка.
Приладка – процесс настраивания станков перед печатью тиража.
Пружина – вид скрепления листовой продукции. Пружина может быть металлической, либо пластиковой. Первый вид используется при изготовлении настенных календарей и тетрадей, второй при производстве буклетов, блокнотов, брошюр. Металлические стоят дороже, пластиковые можно снимать и устанавливать вновь. Оба типа пружин могут быть различных цветов и разного диаметра.
Скоба или скрепка – самый простой и бюджетный способ скрепления многостраничной полиграфии: буклеты, брошюры, каталоги. Установка скобы подразумевает небольшое количество листов продукции, максимум 24 на бумаге до 90 грамм, пожалуй – это главный минус.
Скрепление – технология сборки многостраничной продукции: книги, журналы, каталоги, тетради, календари.
- Скрепка – доступный способ скрепления листов продукции до 24 листов. Подробнее; Пружина – оригинальное решение, изготавливается из металла и пластика. Толщина блока от 3 до 22 мм. Подробнее про пружину в полиграфии; КБС – самая передовая технология. 70% скреплений делаются именно этим способом. Толщина блока до 55 мм. Подробнее про КБС; Твердый переплет – применяют при изготовлении книг. Данный способ самый надежный, но и самый дорогой.
Фальцовка – технология сгиба листовой продукции. Сложения происходит по ранее намеченным биговальным каналам (биговка). Вид отделки применяется при изготовлении: бумажных пакетов, каталогов, брошюра, открыток, конвертов.
Фольгирование – нанесение фольги на полиграфическую продукцию. По другому процесс называется тиснение, подробнее узнать про данную технологию можно в разделе сайта про тиснение.
Штамп, вырубной штамп – форма (нож) для вырубки листовой продукции. Может работать в 3 режимах: резать, надрезать или наносить биговальные каналы (биговка) для последующей фальцовки. Подробнее про технологию вырубки.
Форзац – элемент твердого переплета. Применяется для скрепления блока носителя с его обложной.
Лакирование – способ отделки печатной продукции путем нанесения различных типов лаков. Лаки делятся на виды и типы назначения. Самые распространённые:
- УФ-лаки – выполняют декоративную роль, придавая эффект стекла; Офсетные водно-дисперсионные лаки – защищают от механического воздействия и от выцветания; Металлизированные и блистерные лаки – оригинальный способ преобразить полиграфический продукт придать эффект блесток, регулярно применяются при изготовлении упаковки для новогодних подарков.
Перфорация – рядные отверстия или линии прорези на листовой полиграфической продукции. Наносятся для последующего отрыва или фальцевания. Нанесение делают на специализированной оборудовании – перфораторе, либо используются тигельный пресс со специальным штампом.
Печать полноцветная – нанесения изображения с применением всех цветов профиля, если профиль CMYK, соответственно печатают всеми четырьмя цветами – Cyan, Magenta, Yellow, Key color.
Препресс (prepress, пре-пресс) – допечатная подготовка. Процесс подготовки файлов к печати, корректура текста, дизайн – все или по отдельности – это и есть препресс.
Постпресс (Postpress) – постпечатная отделка. То есть процессы следующие непосредственно после нанесения изображения. Под технологиями постпресса может подразумеваться любая отделка:
Растр – Графическое изображение выраженное в систематически расположенных объектов одного размера, в большинстве случаев – это точки одного диаметра или овалы.
Термоклей или термопластичный клей – связующее вещество переходящее из твердого в жидкое состояние под воздействием температуры и обеспечивающее соединение материалов.
Формат бумаги – стандартизированный размер материал. В настоящее время существует несколько серий форматов бумаги. В разделе сайта нашей типографии можно ознакомиться с полным каталогом существующих форматов и серий.
Формат издания – стандартизированный размер для листовой продукции. Такие стандарты есть для :книг, каталогов и журналов, тетрадей, буклетов, брошюр.
Цветность печати – общее количество наносимых цветов. Например в печати CMYK – будет цветность равна четырем или 4+0 – где 4 цвета нанесенные на одну сторону и 0 – оборотная сторона листа без печати.
Модель CMYK – цветовой профиль для печати листовой продукции. CMYK – 4 основных цвета (Cyan – синий, Magenta – оранжевый, Yellow – желтый, Key color – черный. Процентным наложением одного цвета на другой можно описать любой оттенок.
Модель RGB – Цветовая профиль из 2-х составляющих цветов (Red, Green, Blue — красный, зелёный, синий). Путем процентного соотношения наложения одного оттенка на другой получается необходимый цвет.
Pantone – цветовой профиль заключающиеся не в наложении цветов один на другой, как это реализовано в моделях RGB и CMYK, а непосредственно выбор нужного цвета готового к нанесению. Печать по цветовой раскладки Pantone применяют в шелкографии, тампонной печати, иногда в офсетной технологии персонализации.
Корешок — 1) край книжного блока, место, где скреплены все технологические элементы книги (тетради, марля, каптал, ляссе и пр.); 2) микронеровности на поверхности офсетных формных пластин после зернения («грубый корешок» — офсетная формная пластина с микронеровностями относительно большой величины).
Полиграфические термины
Аналоговая цветопроба (растровая цветопроба) — цветопроба, изготовленная с цветоделенных растрированных фотоформ (как правило, для офсетной и высокой печати) перед печатью издания.
Биговка — процесс нанесения прямолинейных углублений — бигов.
Брошюра — книжное издание объемом от 6 до 48 страниц в мягкой обложке в виде нескольких сброшюрованных и скрепленных листов печатного материала.
Бумага — материал в виде тонкого слоя (до 400 мк), состоящий из предварительно размолотых растительных или синтетических волокон, беспорядочно переплетенных и связанных между собой водородными связями и проклеивающим веществом. Формирование бумага производится методом осаждения на непрерывно движущейся сетке бумагоделательной машины из разбавленной до 90% водой волокнистой суспензии. При формировании бумаги образуются лицевая и сеточная стороны, которые могут отличаться по своим свойствам.
Верстка — 1) процесс формирования полосы издания; 2) оттиск, направляемый на корректуру.
Вкладочно-швейно-резальный автомат/агрегат (ВШРА) — линия (агрегат), предназначенная для изготовления брошюр и журналов вкладкой вместе с обложкой, прошивки их проволокой по сгибу с загибкой ножек скоб внутрь блока и обрезка с трех сторон.
Вспомогательные полиграфические материалы — полиграфические материалы, которые участвуют в технологическом процессе и способствуют изготовлению издания, но непосредственно в издание не входят, например, фотопленка, формные материалы, офсетные резинотканевые пластины и др.
Выборочное лакирование — лакирование оттиска не по всей поверхности, а только на отдельных его участках. Для выборочного лакирования используют печатные формы трафаретной, высокой (флексографской) или офсетной печати.
Выворотка (выворотная печать, выворот) — печать фона черной или цветными красками, при которой незапечатанными остается только текст. Используется как прием оформления рекламных буклетов, журнальных полос и пр.
Высечка — вырубка при помощи острозаточенного штампа этикеточных или других изделий либо конфигурации, как правило, занимающих всю площадь листа. Проводится на небольшой пачке листов. Часто высечку производят с использованием отдельных приверток в виде полос или квадратов, на которые предварительно разрезается стопа оттисков.
Градация серого — ступени серого: от белого до насыщенного черного цвета.
Градация цветного тона — различные ступени одного цветового тона: от белого или черного до максимально насыщенного.
Двухсторонняя печать — печать на двух сторонах бумаги (картона, пленки и др.) за один прогон листа в печатной машине.
Денситометр — прибор, предназначенный для измерения оптических плотностей при отражении (на оттисках и фотографиях) и при пропускании света (на слайдах, негативах и диапозитивах).
Дисперсионный лак — лак на водной основе, не влияет на цветовые характеристики оттиска.
Допечатное оборудование — предназначено для выполнения процессов подготовки издания к печати до изготовления печатной формы включительно.
Допечатные процессы — все стадии полиграфической технологии, связанные с подготовкой издания к печати (набор, цветоделение, обработка текста и изображения, верстка полос издания, монтаж и раскладка полос на печатном листе) до изготовления печатной формы включительно.
Картон — плотный древесноволокнистый материал толщиной от 0,3 мм. Бумагу плотностью более 250 г/м 2 принято считать картоном, если другое не оговорено специально.
Кассетная фальцевальная машина — в которой складывание бумажного листа осуществляется с помощью кассеты, направляющей лист местом будущего сгиба во вращающуюся пару валиков, образующую сгиб листа.
Каширование — соединение (склеивание) двух различных материалов (например алюминиевой фольги и бумаги).
Классификация печатной бумаги — группировка разных видов бумаги по следующим признакам: 1) по способу печати (типографская, офсетная, для глубокой печати и пр.); 2) по виду печатной продукции (газетная, книжно-журнальная, иллюстрационная, картографическая и пр.); 3) по товарному виду (листовая или рулонная); 4) по способу изготовления (мелованная, немелованная, с водяными знаками и пр.); 5) по способу отделки (машинной гладкости, глазированная, тисненая и пр.). В каждой классификационной группе могут быть несколько сортов бумаг, которые различаются между собой отдельными показателями и маркируются дополнительно буквами и цифрами.
Клеевое бесшвейное скрепление — скрепление листов книжного блока по корешку клеем.
Комбинированная фальцевальная машина — в которой возможные сгибы образуются как с помощью кассет, так и ножей, установленных в различных фальцаппаратах и секциях машины.
Комплектовка блока вкладкой — составление книжного блока вкладыванием тетрадей одна в другую в определенной последовательности. Применяются при изготовлении журналов и брошюр небольшого объема (до 96 страниц).
Комплектовка блока накидкой — составление книжного блока накидыванием тетрадей одна на другую в определенной последовательности. Применяют при изготовлении журналов и брошюр небольшого объема (до 96 страниц).
Комплектовка блока подборкой — составление книжного блока издания из последовательно расположенных одна в другую тетрадей или отдельных листов. Широко используется при изготовлении книжных изданий.
Комплектовка книжного блока — компоновка книжного блока из тетрадей (листов) и других составных деталей вкладкой (накидкой) или подборкой.
Конгревное тиснение (конгрев) — получение многоуровневого рельефного изображения без краски и фольги при сжатии участка переплетной крышки, открытки между нагретыми штампом и контрштампом (соответственно, пуансоном и матрицей). Выполняется в специальных печатных прессах или в тигельных печатных машинах. Это эффектный прием оформления переплетной крышки и рекламных изданий на тонком картоне или толстой бумаге, иногда с использованием и фольги.
Контрольные плашки — плашки для проверки установленных норм подачи красок при печати.
Контрольный оттиск — оттиск, взятый с печатной машины во время печати тиража для оценки и контроля качества печати. Контрольный оттиск оценивается печатником или другим сотрудником предприятия, а в некоторых случаях также и заказчиком.
Копировальная рама — устройство, состоящее из стола и крышки из стекла. Стол может быть вакуумным. Копировальная рама служит для экспонирования светочувствительных листовых материалов. Источник излучения расположен относительно стола таким образом, чтобы на стол попадало максимальное количество излучения.
Копировальный слой — чувствительный к действию света слой, содержащий светочувствительные вещества (диазосоединения, желатин с бихроматом щелочных металлов и пр.); применяются при изготовлении печатных форм. В качестве копировального слоя используются и фотополимеры.
Корешок — 1) край книжного блока, место, где скреплены все технологические элементы книги (тетради, марля, каптал, ляссе и пр.); 2) микронеровности на поверхности офсетных формных пластин после зернения («грубый корешок» — офсетная формная пластина с микронеровностями относительно большой величины).
Краскооттиск — 1) изображение (текст, иллюстрация и пр.), получаемое в результате каждого соприкосновения листа запечатываемого материала с печатной формой; 2) отпечатанный с одной стороны в одну краску лист одного из основных стандартных форматов: 60х90, 70х100, 60х84, 70х90, 75х90, 70х108, 84х108 см. В краскооттисках оценивают производительность печатных машин, печатных подразделений, объемы продукции предприятия.
Краскопрогон — 1) получение оттиска только с одной печатной формы в печатной машине; 2) единица производительности печатного оборудования, равная каждому оттиску краски при соприкосновении запечатываемого материала с печатной формой или поверхностью офсетного цилиндра. Количество краскопрогонов, приходящееся на один листопрогон, соответствует красочности печатной машины. При односторонней однокрасочной печати в одном листопрогоне один краскопрогон (во всех других случаях количество краскопрогонов превышает количество листопрогонов), при печатании на четырехкрасочной печатной машине с листопереворачивающим устройством, работающей по схеме как 4+0, так 2+2, в одном листопрогоне четыре краскопрогона.
Лак — раствор пленкообразующих веществ в органических растворителях или воде, создающих после отвердения прозрачную однородную пленку. Предназначен для отделки печатной продукции. Лак наносится на оттиски в специальных лакировальных машинах, а также в лакировальных секциях печатных машин. Водорастворимые лаки наносят на оттиски, используя увлажняющий аппарат офсетной печатной машины.
Лакирование — облагораживание поверхности оттиска или бумаги нанесением слоя лака.
Ламинирование — облагораживание бумаги нанесением на ее поверхность полимера методом расплава для придания материалу газо-, паро-, водонепроницаемости и других специальных свойств. Широко применяется в производстве упаковочных материалов для фасования пищевых продуктов и при отделке печатной продукции. Ламинирование является частым случаем припрессовки пленки, поэтому термин «ламинирование» часто отождествляют с понятием припрессовка пленки и наоборот.
Линиатура растра (частота растра) — параметр, характеризующий растровую структуру количеством линий на единицу длины. Тиражный ряд растров: 20, 24, 30, 34, 36, 40, 44, 48, 54, 60, 70, 80, 100, 120, 150, 160 линий/см. Вследствие развития электронного растрирования количество линий в одном сантиметре может быть и дробным, например, 39,5; 59,5. В компьютерном (электронном) растрировании чаще используются единицы измерения линиатуры в линиях/дюйм или мм -1 , например 150 линий/дюйм или 8 мм -1 .
Листовая печатная машина — машина из группы печатных машин, предназначенных для печатания однокрасочных или многокрасочных оттисков небольших и средних тиражей на отдельных листах запечатываемого материала — бумаги, картона, жести и пр. Запечатываемый материал подается и выводится в виде листов. Листовые печатные машины различаются по способам печати (для высокой, офсетной, глубокой и др.), по формату печатного листа, красочности, конструктивным особенностям построения печатной секции (трехцилиндровые, пятицилиндровые, планетарные), по виду печатной формы (ротационные, плоскопечатные), по структуре модульного построения (линейные, секционные, башенного типа) и пр.
Листоподборочная машина — машина, состоящая из определенного количества самонакладов и транспортера, на котором комплектуется из отдельных тетрадей блок издания. Комплектация блока из тетрадей может проводится накидкой, вкладкой или подборкой, в зависимости от требования технологии. Хотя машина и называется листоподборочная, но она подбирает всегда тетради. Названа листоподборочной потому, что она подбирает печатные листы, сфальцованные в тетради. Не следует путать с листоподборщиком (коллатором).
Листоподборщик (коллатор) — машина башенного или горизонтального линейного построения, состоящая из определенного количества лотков, из которого листы подаются по одному и подбирается блок издания. Листоподборщики, как правило, офисные машины и для массового производства полиграфической продукции по надежности мало выгодны.
Листопрогон — каждое прохождение запечатываемого листа через печатную машину, независимо от числа наносимых на него красок. На основании этого показателя рассчитывают загрузку печатных машин и составляют графики прохождения заказов.
Марашка — дефект печати в виде мелких, визуально-заметных на оттиске следов краски, печатных элементов, которых нет на фотоформе, или отсутствия элементов изображения. Обычно марашки возникают при попадании на печатную форму или на офсетную резинотканевую пластину посторонних частиц (кусочков бумаги, пыли, засохшей краски и пр.). Как правило, от марашек избавляются, сняв их с поверхности печатной формы или офсетного цилиндра.
Масса бумаги — масса единицы площади бумаги, определенная по стандартному методу и выраженная в граммах на 1 м 2 . Правильное использование термина: «масса 1 м 2 бумаги 100 г», хотя часто встречается — «масса бумаги 100 г/м 2 «.
Модель CMYK — модель, которая описывает цвет в координатах пространства субтрактивного синтеза красок путем смешения триадных полиграфический красок: C — Cyan (голубой); M — Magenta (пурпурной); Y — Yellow (желтой); а также черной — K — Key color (по одной версии) или black — K (по другой версии). Таким образом, модели RGB и CMYK связаны друг с другом, однако их взаимные переходы (конвертирование) происходит с определенными потерями. Это вызывает необходимость выполнения сложных калибровок всех аппаратных средств издательских компьютерных систем, требующихся для работы с цветом: сканера, монитора, выводного устройства. Также необходима нормализация процесса печатания (калибровка) печатной машины, выполняющей конечную стадию при создании цветного изображения на оттиске.
Монтаж фотоформ — размещение текстовых иллюстрационных диапозитивов или негативов на прозрачной монтажной основе (астралоне) в соответствии с макетом издания, схемой, оригиналом, стандартом и пр. Обычно монтаж фотоформ проводят на монтажном столе, как правило, с использованием монтажной измерительной сетки, изготовленной на прозрачной основе и линейки со штифтами для системы штифтовой приводки.
Муар — видимые, периодически повторяющиеся пятна (посторонний рисунок в виде сетки), полосы или линии, возникающие при наложении двух или более периодических плоскостных структур (растровых изображений). Муар может возникнуть при неправильном выборе угла поворота растра, при повторном репродуцировании растровых изображений (оттисков), при печати на материале с регулярной структурой на поверхности. Иногда он может возникнуть на части изображения при растрировании, если эта часть имеет периодическую структуру.
Начертание шрифта — графический рисунок шрифта, входящего в состав одной гарнитуры. Классифицируются: по ширине очка (нормальное, узкое, широкое), по наклону очка (прямое, курсивное), по насыщенности очка (светлое, полужирное, жирное). Несовмещение красок (несовпадение красок, неприводка) — сдвиг изображений,
Несовмещение красок — сдвиг изображений, выполненных различными печатными красками на оттиске при синтезе многокрасочного изображения; происходит вследствие некачественного выполнения приводки, приладки печатных форм или изготовления самих цветоделенных фотоформ, а также деформации фотоформ, офсетных печатных форм, дефектов монтажа, неточности подачи и/или передачи листов бумаги, деформации бумаги при изменении ее влажности в процессе печати и др. причин.
Ниткошвейный автомат (НША) — ниткошвейная машина, осуществляющая скрепление тетрадей в книжный блок с автоматической поштучной подачей в нее тетрадей самонакладом без непосредственного участия человека в каждом цикле машины.
Нумерация — печать, как правило, при помощи специальных устройств — нумераторов, меняющихся номеров на оттисках (например, на ценных бумагах, бланках, билетах, нумерованных изданиях и пр.).
Обложка — мягкая бумажная иллюстрированная или текстовая покрышка (покрытие из прочной бумаги или тонкого картона) издания, предохраняющая аналогично переплетной крышке его страницы и блок в целом от разрушения и загрязнения. Обложка является также элементом внешнего оформления издания, выполняя определенные художественные функции.
Однокрасочная печать — полиграфическое воспроизведение оригинала одной печатной краской любого цвета (чаще всего — черной).
Одноножевая резальная машина — машина для подрезки и разрезки листов бумаги, картона, оттисков и переплетных тканей в стопе одним ножом.
Односторонняя печать — печать только на одной стороне запечатываемого материала, например, этикеток, плакатов, объявлений, обоев и пр. Как правило, одностороннюю печать производят на материалах с разными характеристиками поверхности сторон, к примеру, печать этикеток производят на этикеточной бумаге, у которой одна сторона лощеная, а другая, которой этикетку приклеивают к изделию,- шероховатая.
Оптическая плотность — мера пропускания света для прозрачных объектов и отражения для непрозрачных. Количественно оптическая плотность определяется как десятичный логарифм величины, обратной коэффициенту пропускания (отражения). В полиграфии используются для оценки издательских оригиналов, промежуточных изображений (фотоформ) и оттисков.
Оригинал — текстовый и иллюстрационный материал, прошедший редакционно-издательскую обработку и предназначенный для воспроизведения полиграфическими средствами. Изобразительные оригиналы по характеру содержащихся в них элементов — штриховые или полутоновые, черно-белые или цветные; по технике исполнения — рисунки, фотографии, полиграфические оттиски или компьютерная графика. Текстовые оригиналы, в зависимости от исполнения, делятся на машинописные, печатные для переиздания без изменения, печатные для переиздания с изменениями, кодированные (на магнитном или оптическом носителе), репродуцируемые оригинал-макеты (РОМ), рукописные. Авторский оригинал (это текстовый и иллюстрационный материал, подготовленный автором (авторами) к передаче в издательство для подготовки к изданию.
Основные полиграфические материалы — полиграфические материалы, которые участвуют в технологическом процессе изготовления издания и непосредственно входящие в издание. Например: бумага, краски, переплетный материал, нитки, проволока, клей и пр.
Отделочные процессы — процессы дополнительной обработки печатной продукции для улучшения ее внешнего вида, повышения качества и прочности, например, лакирование, биговка, тиснение и пр.
Оттиск — изображение текста, иллюстрации и пр., которое получено в процессе печати полиграфическими средствами на бумаге или ином запечатываемом материале.
Офсетная резинотканевая пластина — многослойная композиция слоев ткани и резины с односторонним резиновым покрытием, который обтягивается офсетный цилиндр печатных машин. Это покрытие воспринимает печатную краску с печатающих элементов печатной формы и передает ее на бумагу.
Перфорация — 1) система отверстий или насечек в листовом или рулонном материале (чаще всего располагаемых в линию), обеспечивающая легкий разрыв материала; 2) система отверстий, например, в бесконечных формулярах, предназначенная для транспортировки бумаги в печатающих устройствах. Перфорация создается при помощи специальных ножей, дисков, линеек.
Перфорирование — процесс нанесения перфорации специальными устройствами — перфораторами.
Печатная краска — гетерогенная коллоидная система, состоящая из высокодисперсных частиц пигментов (лаковых пигментов), равномерно распределенных и стабилизированных в жидкой фазе связующего вещества. В печатную краску вводят дополнительно еще ряд компонентов, улучшающих ее печатные свойства или придающих краске специальные свойства, например, изменения цвета под воздействием определенных излучений или химических растворов.
Печатная форма — пластина, плита, цилиндр, сетка, используемые для образования и сохранения изображения в виде печатающих элементов и пробельных элементов. Краска с печатающих элементов передается на запечатываемый материал или промежуточное звено, например, офсетный цилиндр. Печатную форму изготавливают из разных материалов в зависимости от технологии и способа печати.
Печатные машины — машины, которые выполняют процесс печатания с использованием одного из способов печати. Печатные машины классифицируют: 1) по бумаге для печати — на рулонные и листовые; 2) по конструкции — на тигельные, плоскопечатные и ротационные; 3) по числу красок — одно-, двух-, и многокрасочные; 4) по способу печати — на типографские (высокой печати), офсетные, для глубокой печати, для трафаретной и других специальных видов печати; 5) по виду продукции — на универсальные и специализированные (газетные, книжно-журнальные, для печати на картоне или жести); 6) по формату — на малоформатные (до 50х70 см), среднего формата (от 50х70 до 70х100 см) и крупноформатные (больше 70х100 см).
Печать — процесс получения изображения оригинала на оттиске путем нанесения красочного слоя или слоев разных красок на запечатываемый материал средствами полиграфии.
Плашка — 1) часть печатной формы со сплошной печатающей поверхностью или часть оттиска со сплошной запечатанной поверхностью; 2) сплошное покрытие печатной краской поверхности запечатываемого материала, когда относительная площадь печатных элементов (100% (Sотн= 100).
Подписной лист — оттиск, отпечатанный в печатной машине по окончании всех подготовительных технологических операций, который полностью соответствует требованиям заказа. Утверждается мастером печатного цеха, представителем заказчика или другим ответственным лицом и является эталоном при печатании тиража издания.
Подрезка бумаги — обработка листовой бумаги или картона резанием для создания двух взаимноперпендикулярных «верных» сторон и придания печатным листам точных размеров. Подрезку бумаги проводят на одноножевых бумагорезальных машинах с четырех, а при хорошем качестве кромок с двух сторон под прямым углом. Подрезаный угол называется «верным», его отмечают на стеллажах с печатной бумагой.
Полиграфия — отрасль техники, совокупность технических средств и технологических приемов, используемых для получения большого количества одинаковых копий (репродукций) оригинала, прошедшего редакционную подготовку.
Полоса — запечатанная площадь страницы любого издания, на которой размещается набор текста (иллюстрации). Различают концевые, рядовые, начальные, иллюстрационные, табличные полосы.
Приводочные кресты — метки в виде пересекающихся под прямым углом тонких коротких линий, нанесенные на поля оригинала, фотоформ или их монтажей. Приводочные кресты служат для контроля совмещения красок на оттиске при печати и для оценки точности приводки после печати. На каждой цветоделенной фотоформе (монтаже фотоформ) приводочные кресты присутствуют в одном и том же месте. На оттисках приводочные кресты находятся в обрезном поле. При отделке печатной продукции их удаляют.
Приклейка — 1) соединение форзаца или дробной части печатного листа с наружной частью тетради; 2) лист с иллюстрацией или дробная часть печатного листа, приклеенная узкой полоской к корешку внешней страницы тетради. Приклейки могут присоединяться непосредственно к внешней странице тетради (вариант — с окантовкой) и к стержню (приклейка на стержень) с отступом от корешкового сгиба тетради, а также к паспарту.
Припрессовка пленки — процесс нанесения на одну или две стороны оттиска, бумаги или картона прозрачной полимерной пленки со слоем клея или без него.
Проволокошвейная машина — машина, предназначенная для скрепления проволочными скобами тетрадей и листов книжных блоков, брошюр, блокнотов, календарей и пр. Машины различаются степенью автоматизации, количеством одновременно наносимых скоб, скрепляющих тетради или листы.
Разворот — две соседние страницы раскрытого издания, четная и нечетная, левая и правая.
Растрирование — преобразование полутоновых и штриховых изображений в микроштриховые с помощью растра (в репродукционных фотоаппаратах и контактно-копировальных станках) или с использованием аппаратных и программных средств (в издательских системах).
Резак — устройство, состоящее из стола и режущего инструмента (сабельный нож, диск) и предназначенное для разрезки пленок, фотопленок, бумаги, картона и других листовых или рулонных материалов.
Ризограф — машина трафаретной печати, в которой используется трафаретная печатная форма, изготавливаемая в самой машине по лазерной технологии непосредственно перед печатью.
Ризография — фирменное название способа ротационной трафаретной печати с использованием печатной формы, изготовленной прожиганием лазером микроотверстий в формном материале для образования печатающих элементов.
Рулонная печатная машина — ротационная печатная машина для печати на непрерывном полотне запечатываемого материала, разматываемого с рулона. Конечный продукт может быть в виде тетрадей или листов, либо в виде полотна, которое сворачивается в рулон.
Сплошное лакирование — покрытие лаком всей поверхности запечатанного листа, в отличие от выборочного лакирования.
Способ офсетной печати — непрямая («косвенная») плоская печать, при которой печатная краска с печатной формы для любого способа печатания (высокой, плоской, глубокой) передается на запечатываемый материал посредством промежуточного офсетного цилиндра.
Способ трафаретной печати (шелкография) — передача изображения с использованием печатной формы, представляющей собой сетку (трафарет), сквозь ячейки печатающих элементов которой, с помощью ракеля, продавливается печатная краска. Существуют разновидности способа: классическая трафаретная и ротаторная печать (см. также Ризография). Изображение на печатной форме — зеркальное.
Спуск полос — размещение полос издания на монтаже и печатной форме, обеспечивающее после фальцовки оттисков требуемое расположение страниц в тетрадях и в издании.
Тираж — суммарное количество экземпляров печатного полиграфического издания одного названия.
Тиражный оттиск — оттиск, полученный при печати тиража издания. По тиражным оттискам контролируют качество печатания, сравнивая их с подписным листом (эталоным оттиском), анализируя шкалы оперативного контроля и т. д.
Титульный лист — первая выходная страница издания, на которой помещены основные сведения о нем. Титульный лист помещается на правой, нечетной половине первого разворота. Разворотный титульный лист применяется в многотомных изданиях (на левой стороне — контртитул, относящийся ко всему изданию, на правой — титул данного тома).
Треппинг — перекрывание контуров при выворотке, нахлест контуров (перекрывание элементов изображения по контуру — сочетание масштабов) диапозитива и негатива одного и того же цветного изображения в процессе изготовления фотоформ, которое обеспечивает совпадение контуров на оттиске при допустимом несовмещении красок в процессе многокрасочной печати. Его используют при печатании цветного текста на фоне другого цвета или выворотки по многокрасочному фону, чтобы избежать белых зазоров между текстом и фоном. Программу в издательских системах, применяемую для проведения процедуры перекрывания контуров при обработке изображений и их подготовке к изданию, называют программой треппинга.
Триада печатных красок — комплект печатных красок (пурпурная, желтая, голубая), предназначенный для триадной печати цветных изображений. В триаду печатных красок дополнительно к цветным краскам вводится и черная краска. Сочетание спектральных характеристик — это характерная и самая важная особенность печатных красок триады.
Фальц — место сгиба листа. Фальцы создаются в процессе фальцовки.
Фальцовка — сгибание, складывание оттиска (или бумажного листа) в тетрадь.
Фотоформа — диапозитив или негатив (на прозрачной основе), подготовленный для копирования на формный материал при изготовлении печатной формы.
Хромалин — аналоговая (растровая) цветопроба фирмы Du Pont с цветоделенных растровых фотоформ, ставшая синонимом аналогичных цветопроб, созданных другими фирмами.
Цветовая коррекция — изменение цветовых характеристик репродуцируемого изображения в процессе подготовки его к печати и при печати.
Цветоделение — процесс разделения цветного изображения оригинала с помощью светофильтров или селективных источников освещения на отдельные одноцветные равномасштабные изображения. Цветоделение производится с помощью сканеров, компьютерных систем, электронных цветоделителей-цветокорректоров (ЭЦК) и репродукционных фотоаппаратов. Цветоделение также может быть проведено вручную при создании раскладок по цветам для штриховых изображений.
Цветоделенные печатные формы — комплект печатных форм для получения многокрасочных изображений на оттиске. Печатные формы получают копированием (экспонированием) на формный материал цветоделенных фотоформ или непосредственно на формном материале сканированием. Последовательная печать с соответствующей печатной краской с каждой цветоделенной печатной формы на один лист бумаги приводит к получению совмещенного многокрасочного изображения (оттиска).
Цветопроба — получение контрольного цветного изображения на материальном носителе или на цветном экране видеотерминального устройства. Различают аналоговую (растровую), цифровую (полутоновую) и экранную цветопробы.
Цифровая печать — технология получения оттисков в печатной машине с использованием переменной печатной формы, изменениями в которой при каждом цикле управляет компьютер издательской системы. Этот вид техники используют для малотиражных рекламных или коммерческих изданий, в которые должны быть внесены изменения в процессе изготовления тиража. В некоторых машинах возможно внесение изменений после печатания даже одного экземпляра.
Цифровая цветопроба — цветопроба, на которой многокрасочное изображение не имеет полиграфической растровой структуры. Полутоновую (цифровую) цветопробу можно получить, например, на цветных принтерах в издательских системах.
Шитье — способ скрепления тетрадей издания в блок. В зависимости от используемого материала различают два способа шитья: проволокой и нитками. В зависимости от количества рабочих циклов, применяемых для полного сшивания тетрадей в блок различают два способа шитья: поблочное (весь блок сшивается за один цикл) и потетрадное (каждая тетрадь прошивается отдельно).
Шитье потетрадное нитками — последовательное шитье тетрадей по корешку блока, скомплектованного подборкой, стежками ниток. Применяют для книжных изданий длительного употребления (в твердом переплете), хотя долговечность таких изданий меньше, чем сшитых на корешковом материале.
Шитье проволокой — шитье потетрадное или шитье втачку, вразъем или внакидку, когда для шитья используется проволока.
Можно выделить следующие основные характеристики шрифтов: кегль, размер, гарнитура, начертание, наклон и характер их заполнения.
Роль шрифтов в полиграфии
Шрифт – это основное средство оформления различной печатной продукции. Многие из нас хорошо знакомы с чувством, возникающим при чтении книги, в которой имеется шрифт, тяжелый для зрительного восприятия. При чтении такой книги наступает быстрая утомляемость и желание прекратить чтение. Даже не всегда хорошее ее содержание перебивает это желание. Подобное чувство шрифт может вызывать и при чтении рекламных изданий. Потенциальный покупатель может просто не дочитать материал до конца, так и не поняв всех преимуществ и особенностей товаров и услуг той или иной компании. Поэтому ошибки при изготовлении каталогов, буклетов относительно выбора шрифта текстовой информации просто недопустимы.
При дизайне каталогов или буклетов должен использоваться такой шрифт, при котором текстовая информация человеком будет очень легко восприниматься. Большое значение при этом имеет размер шрифта, длина строк, расстояние между буквами и строками и т. д. Естественно, что при изготовлении каталога и буклета соответствующим образом должен быть выбран и цвет шрифта. Его нужно правильно подобрать для хорошего восприятия человеческого глаза. Кроме того, текстовую информацию необходимо предоставлять в таком цвете, чтобы она гармонировала с цветовой гаммой рисунков, фотографий и другой графической информации в издании.
Разновидностей шрифтов на сегодняшний день существует очень много. Поэтому поле деятельности при дизайне буклета или каталога довольно обширное. Полиграфическая фирма может воплотить в реальность любые Ваши желания относительно внешнего вида этих печатных изданий. Тем не менее, никогда нельзя забывать о том, что как дизайн каталога, так и дизайн буклета должен нравиться не только Вам. В первую очередь он должен вызывать положительные эмоции у Ваших потенциальных покупателей. Поэтому стоит прислушиваться к советам и рекомендациям специалистов полиграфической фирмы, которые имеют большой опыт в изготовлении каталогов, буклетов.
Можно выделить следующие основные характеристики шрифтов: кегль, размер, гарнитура, начертание, наклон и характер их заполнения.
Гарнитура шрифта – это комплект шрифтов с одинаковым видом рисунком, но с разными их размерами и начертаниями.
Начертание шрифтов определяет толщину и насыщенность их штрихов, характер заполнения, а также высоту знаков.
Наклон шрифтов определяет величину их отклонения от вертикального положения. Существуют прямые и курсивные шрифты.
Характер заполнения может быть самым различным. Например, кроме нормальных шрифтов, в полиграфии часто применяются контурные, штрихованные, выворотные и другие шрифты. Таким образом, благодаря большому разнообразию шрифтов, при дизайне и качественной печати буклетов и каталогов можно добиваться результатов, при которых эффект привлечения потенциальных покупателей будет срабатывать наилучшим образом.
Несовмещение
Сдвиг изображений, выполненных различными печатными красками на оттиске при синтезе многокрасочного изображения. Следствием несовмещения являются ухудшение резкости изображения, появление муара, ухудшение зрительного восприятия иллюстраций вплоть до появления чувства отвращения.
Причин несовмещения может быть множество. Наиболее простая причина – это непригодность печатной машины для печати полноцветных изображений. В мире выпускается великое множество недорогих печатных машин для печати в одну или несколько красок без точного их совмещения. Как правило, они имеют упрощенную систему равнения бумажного листа или вообще не имеют системы бокового равнения. В таких машинах бумажный лист “подкидывает” или “бросает”, вследствие чего возникает несовмещение, “краски разбегаются”, “кресты пляшут”. Печатать “цвет” на таких машинах нельзя. Но печатают.
Причиной несовмещения может быть разница размеров фотопленок, с которых изготавливают печатные формы. Такая проблема возникает когда, в попытке сэкономить деньги на выводе или в силу незнания, пленки выводятся на недорогих капстановых (не барабанных) устройствах, предназначенных для “газетного вывода”. В такой ситуации несовмещение будет совершенно одинаковым на всем протяжении тиража.
Наиболее трудно справиться с несовмещением, когда причиной его является изменение геометрических размеров бумаги в процессе прохождения бумажного листа через печатную машину или в процессе промежуточной сушки. Печатная машина довольно жестоко обращается с печатной бумагой. Она ее давит, тянет, мочит, пачкает краской. В результате бумага “раздается”, а потом, по мере высыхания, “садится”. Различные марки бумаг в большей или меньшей степени склонны к изменению размеров. Обычно типография приноравливается к нескольким маркам бумаг, и с подозрением относится к незнакомым или малознакомым названиям.
Ну и, наконец, причиной может явиться печатник. Тут уже нет слов и всем знакомо.
Словарь полиграфического жаргона
Словарь предназначен для заказчиков полиграфической продукции, которые, как нам удалось заметить, не всегда достаточно уверенно чувствуют себя в типографии, так как говорят в основном на нормальном человеческом языке, а не на том корпоративном сленге, который служит полиграфистам средством общения.
Авантитул
Первая страница книги, один из элементов декоративно-композиционного назначения. За авантитулом следует титул. Широко применяется в изданиях XIX века. В наши дни применяется редко.
Автомат или Марка
Жаргонное обозначение механизма бокового равнения бумажного листа офсетной листовой печатной машины. Отсюда идут выражения “сторона автомата” или “автоматная сторона бумаги” в отличие от допустимого термина “правильная сторона” или “верная сторона” бумаги. Если Вы печатаете тираж в одной типографии, а дополнительную обработку делаете в другом месте, то Вам необходимо знать “верную сторону”.
Авторский лист
Условная единица измерения объема труда автора. Один авторский лист содержит 40.000 знаков, считая буквы, цифры, знаки препинания и пробелы, или 700 строк стихотворного текста, или 3.000 см2 иллюстраций. Используется для денежных расчетов между автором и издательством.
Аграф
Застежка в виде пряжки или крючка в книжных переплетах.
Акциденция
Малообъемная печатная продукция (например, объявления, афиши, грамоты, календари и др.). Такое вот акцидентное безобразие выполняется посредством акцидентного же, т. е. особо сложного набора, для которого применяются специальные акцидентные и декоративные шрифты, особые приемы верстки и т. п.
Альбомный спуск
Размещение полос на печатной форме, при котором корешок издания располагается по короткой стороне страницы, в отличие от обычного спуска. В результате получается брошюра или книга, скрепленная по короткой стороне листа.
Если Вы планируете издание и рассчитываете стоимость тиража в типографии, обязательно предупрдите об альбомном спуске заранее, так как характер спуска может существенно повлиять на цену работы.
Аттачи
Приложения. Нам на почту часто приходят письма, содержащие “конвертнутое файло в аттачах”.
Б
——————————————————————————–
Белизна бумаги
Оптическое свойство бумаги, определяют в процентах путем сравнения с эталонным образцом.
Необходимо помнить, что белизна бумаги – это не единственный и далеко не основной показатель ее качества.
Бесшвейное (клеевое) скрепление – КБС
Скрепление листов или тетрадей в книжный блок клеем.
Блинт
Плоское (в отличие от конгрева) бескрасочное тиснение.
Брошюра
А её нередко называют «брошура», и даже «брашура», чем очень расстраивают наших менеджеров. Так вот брошюра (брашюры – это тоже не то) – это издание, содержащее более 4, но не более 48 полос.
Заказы на печать «брошур» мы тоже принимаем, но макеты перепроверяем несколько раз. На всякий случай…
Буклет
Отпечатанный лист бумаги, сфальцованный любым способом.
Почему-то очень часто заказчики называют буклетом брошюру. Это неверно.
В
——————————————————————————–
Ваката
Полоса издания, нарочно оставленная незапечатанной, в отличие от “слепой страницы”, т. е. страницы, которая не была запечатана случайно. Обычно слепая страница получается вследствие прохождения через листовую печатную машину двух или нескольких листов одновременно. Очевидный брак.
Жаргонное обозначение увлажняющего раствора любого состава.
Выворотка
Оттиск с изображением цвета бумаги на цветном или черном фоне, запечатанном в одну или несколько красок. Я понятно выражаюсь?
Злоупотребление вывороткой мелким курсивом по нескольким краскам – любимое занятие плохих дизайнеров. Как пишут в профессиональных журналах, “таких дизайнеров надо убивать из рогатки”.
Высечка
Ну как это объяснить? Ну берем лист бумаги или картона и высекаем из него нужное изделие. Одновременно с высечкой можно биговать.
Высечка делается специальными штампами. Срок изготовления обычного штампа – около 3 дней. Профессионалы называют высечку штанцеванием.
Г
——————————————————————————–
Гильош
Это специальная технология защиты документов и ценных бумаг с помощью композиции из гильоширных элементов, размещенных на поверхности защищаемого документа. Гильоширными элементами называют рисунок из множества сложнопересекающихся кружевных кривых тонких линий, заданных математическими формулами. Такими элементами могут быть защитные сетки, розетты, бордюры, виньетки и уголки. Гильош может быть как симметричным, так и ассиметричным по своему дизайну.
Согласно существующим нормативам, гильоширные элементы должны занимать не менее 70% площади ценных бумаг. Причем из этой площади большая часть должна содержать многоцветные гильоширные композиции.
Существуют специальные векторные программы, мгновенно вычерчивающие необходимые линии и композиции по заданным математическим формулам. Такой программой является наша разработка – программа “ЦЕРБЕР”.
Глитеры
Добавки в краску или лак с различными эффектами. Попросту блестки.
Глюки
Компьютерные ошибки в процессе изготовления оригинал-макета или на стадии вывода пленок.
З
——————————————————————————–
Завод
Часть тиража издания, которое печатается в разных типографиях или в одной типографии, но с перерывами в процессе печати, не подряд.
Засечки или Серифы
Графически выделенные нижние и верхние окончания букв и знаков. Шрифт без засечек носит название сансериф или рубленый шрифт.
Зяба
Нечитаемые символы при распечатке несоответствующим шрифтом
И
——————————————————————————–
Играть в кегли
От слова “кегль” – размер шрифта – бессмысленная работа, заключающаяся в попытках втиснуть слишком объемный текст на маленький клочок бумаги, изменяя размер и иные параметры шрифта.
К
——————————————————————————–
Квадрат
Одна из основных единиц типографской системы мер. 1 квадрат равен 48 пунктам или 4 цицеро или 18,048 мм.
Только крутые до невозможности полиграфисты используют этот термин в разговоре с заказчиком.
Кваркать
Работать в программе «Quark Xpress»
Кегль или Кегель
Измеряемая в пунктах высота шрифта.
Кернинг
Операция изменения расстояния между буквами. Выполняется вручную.
Кипсейка
Это ящик в печатной машине, куда заливают краску. Знать этого совершенно не нужно, я не помню ни одного случая, чтобы типография мотивировала опоздание в изготовлении тиража поломкой кипсейки или отсутствием в ней краски.
Клапан
В наиболее общей форме – это жаргонное обозначение кромки бумажного листа, на которую попадают клапаны печатной машины. Клапан не может быть запечатан краской. В зависимости от конструкции офсетной листовой машины клапан может располагаться по широкой или по узкой стороне бумажного листа. Ширина клапана, как правило, колеблется от 5 до 15 мм в зависимости от конструкции машины.
Клише
Печатная форма высокой или глубокой печати из металла или пластмассы.
Офсетную печатную форму так не называют. Ее называют пластиной или чаще всего просто формой.
Книга
Книга – непериодическое издание объемом более 48 страниц. более подробно на странице “Печать книг – изготовление книг”
Колонцифра
Цифра, обозначающая порядковый номер страницы. И ничего сложного.
Конгрев или Конгревное тиснение
Получение рельефного изображения без краски и фольги при локальном сжатии бумаги или картона между нагретым штампом и контрштампом (пуансоном и матрицей) в прессе или в тигельной печатной машине.
Примечание: Конгреф – пафосный вариант произнесения для эмигрантов и тех, кто не может называть русские фамилии, а заодно и все слова на “–ев”, считая их чересчур просторечными.
Косой шрифт
Шрифт типа курсивного, но с наклоном в левую сторону.
Краскопрогон
Получение оттиска с единой печатной формы в печатной машине. Количество краскопрогонов, приходящихся на один листопрогон соответствует красочности печатной машины.
Крытье вроспуск
Присоединение обложки к книжному блоку, при котором она приклеивается не только к корешку, но и к корешковым полям наружных страниц блока. Наиболее распространенный способ клеевого скрепления.
Лифлет
Калька с английского leaflet (листовка). Листовка или небольшая тонкая брошюра. Встречается изуродованная калька – “лефлет”. Это не новый вид продукции, а просто неверное написание.
Маркетинг
Наклеивание марок на конверты при проведении Direct Mail
Муар
Паразитное изображение в виде геометрических фигур (квадраты, ромбы, круги), возникающие на оттиске вследствие сканирования некачественных оригиналов или вследствие ошибок. При сканировании полиграфических отпечатков муар возникает всегда.
Н
——————————————————————————–
Нанесение
Полиграфический профессионализм, означающий нанесение краски на что угодно, кроме бумаги. Потому что на бумаге – это ПЕЧАТЬ! А все остальное – так… нанесение. Чаще всего под нанесением подразумевают тампонную печать.
Неприводка
Несовпадение на просвет контрольных меток и изображений на лице и обороте бумажного листа или на последовательно идущих листах одного издания.
Несовмещение
Сдвиг изображений, выполненных различными печатными красками на оттиске при синтезе многокрасочного изображения. Следствием несовмещения являются ухудшение резкости изображения, появление муара, ухудшение зрительного восприятия иллюстраций вплоть до появления чувства отвращения.
Причин несовмещения может быть множество. Наиболее простая причина – это непригодность печатной машины для печати полноцветных изображений. В мире выпускается великое множество недорогих печатных машин для печати в одну или несколько красок без точного их совмещения. Как правило, они имеют упрощенную систему равнения бумажного листа или вообще не имеют системы бокового равнения. В таких машинах бумажный лист “подкидывает” или “бросает”, вследствие чего возникает несовмещение, “краски разбегаются”, “кресты пляшут”. Печатать “цвет” на таких машинах нельзя. Но печатают.
Причиной несовмещения может быть разница размеров фотопленок, с которых изготавливают печатные формы. Такая проблема возникает когда, в попытке сэкономить деньги на выводе или в силу незнания, пленки выводятся на недорогих капстановых (не барабанных) устройствах, предназначенных для “газетного вывода”. В такой ситуации несовмещение будет совершенно одинаковым на всем протяжении тиража.
Наиболее трудно справиться с несовмещением, когда причиной его является изменение геометрических размеров бумаги в процессе прохождения бумажного листа через печатную машину или в процессе промежуточной сушки. Печатная машина довольно жестоко обращается с печатной бумагой. Она ее давит, тянет, мочит, пачкает краской. В результате бумага “раздается”, а потом, по мере высыхания, “садится”. Различные марки бумаг в большей или меньшей степени склонны к изменению размеров. Обычно типография приноравливается к нескольким маркам бумаг, и с подозрением относится к незнакомым или малознакомым названиям.
Ну и, наконец, причиной может явиться печатник. Тут уже нет слов и всем знакомо.
О
——————————————————————————–
Оригинал
Это все, что нужно воспроизвести полиграфическим способом. Оригиналы делятся на несколько групп:
1. Текст. Тут все ясно. Хорошо, если без ошибок.
2. Слайд. Хороший слайд – единственный безоговорочно приемлемый для печати оригинал.
3. Фотография. Неоднозначно. Необходимо учитывать, что фотографии, сделанные “мыльницей”, отличаются плохой резкостью. По психологическим причинам люди склонны не замечать этой нерезкости на фотографии и воспринимать ее же как брак на полиграфическом отпечатке. Заказчикам следует это учитывать. Фотографии крайне нежелательно воспроизводить с увеличением.
4. Цветной негатив. Забавная штука. Как показывает наш опыт, чаще сканирование негатива дает лучший результат, чем сканирование сделанной с этого негатива фотографии. При этом наука утверждает, что при сканировании негатива невозможно избежать появления так называемого “цветного муара”. Только проявиться он почему-то может в разной степени. Почему это происходит, мы не знаем, ума не хватает. Но штука это серьезная. Однажды нам принесли печатать перекидной календарь с пейзажами, оригиналом для которых послужили негативы. Результат получился страшненький. Все картинки были тусклые, как бы присыпанные пылью, снег получился зеленоватым, стволы берез отливали розовым, ну и тому подобное. Будьте бдительны.
5. Рисунок. Все хорошо.
6. Полиграфический отпечаток. Все чаще заказчики предлагают полиграфический отпечаток в качестве оригинала, потому что ничего другого просто нет. Следует знать, что использование отпечатков в качестве оригиналов есть грубейшее нарушение полиграфической технологии. Всегда, за редчайшим исключением, копия будет существенно хуже оригинала. Обязательно появится муар. Появление муара приведет к снижению резкости. В общем, все будет плохо. В совершенно безвыходной ситуации можно допустить использование больших оригиналов, но при условии уменьшения копии не менее чем в два раза.
Оригинал-макет
В настоящее время под оригинал-макетом понимается только электронный компьютерный макет будущего издания.
Офсетная печать
Технология плоской косвенной печати, при которой краска с печатной формы передается на запечатываемый материал посредством промежуточного офсетного цилиндра.
Это если надо козырнуть умным определением. Человеческим языком, это самый распространенный способ печати в одну краску, несколько красок, а чаще в полный цвет. Большинство печатных материалов, попадающихся Вам на глаза (те, где текст не ощущается пальцем), напечатаны этим способом.
Как показывает практика, такой способ печати оказался самым сложным для написания. Поэтому предупреждаем, что заказы на такие виды печати, как «овсетная печать» и «авсетная печать» травмируют хрупкую душевную организацию полиграфиста.
Писюк
Компьютер на платформе PC. Поэтому фраза вроде “Васин писюк” или “писюковое файло” значит совсем не то, что можно было подумать.
Полный цвет (полноцвет)
Изображение, отпечатанное в четыре краски, CMYK (голубая, пурпурная, желтая, черная).
Пос материалы или POS материалы
Аббревиатура английского point of sale (место продажи). Это рекламные материалы, которые воздействуют на целевую аудиторию непосредственно в местах продаж (в магазинах, торговых центрах и т. п.).
Пошет
Конверт с клапаном по узкой стороне.
Стикер
Попросту наклейка. Но, согласитесь, гораздо более пафосно звучит «Я хочу заказать изготовление стиККеров!», чем «Напечатайте мне наклеек».
Т
——————————————————————————–
Тампонная печать
Способ печати, при котором краска с формы глубокой печати через упругий эластичный тампон переносится на предмет. Тампонный способ печати позволяет печатать на предметах сложной конфигурации. Наше лучшее достижение – печать текста на грецких орехах.
Термоподъем
Отделочный процесс превращения отпечатанных изображений в рельефные (с помощю специального состава). Наиболее часто используется термоподъем визиток, хотя этим возможности технологии не ограничиваются.
Тиснение
От слова тиснуть, а не от слова тесный. Поэтому теснение – это не из раздела «полиграфия» – выдавливание изображения специальным штампом при нагреве. Поэтому часто можно услышать фразу «горячее тиснение».
В качестве материала для выдавливания произведений искусства вполне подходит бумага, картон или, например, кожа. Нередко мы тисним с дополнительным использованием фольги (называется это тиснение фольгой).
Трекинг
Операция изменения расстояния между буквами. Выполняется на компьютере автоматически по заданным параметрам.
Трэппинг
Комплекс мер на этапе изготовления макета, направленный на предотвращение возможного несовмещения красок в процессе печати, возникающего вследствие изменения размеров бумажного листа в печатной машине.
Прочитайте еще раз. Забудьте прочитанное. Вот, что Вам действительно нужно знать:
1. Трэппинг должен быть.
2. Трэппинг ставится автоматически.
3. Иногда автоматического трэппинга не хватает и нужно поставить его вручную. Не все дизайнеры умеют это делать.
Если в типографии Вам говорят о проблемах в принесенном Вами макете, и вы постоянно слышите слово трэппинг, насторожитесь. Они там, в типографии знают, что говорят. Переделать макет значительно дешевле, чем перепечатать тираж.
Фронтиспис
Иллюстрация, помещаемая на левой полосе разворота перед титулом.
Ш
——————————————————————————–
Шелкография
Официально шелкотрафаретная или шелкографическая печать, в народе – шелкуха – способ трафаретной печати, о котором все знают теоретически, но мало кто видел живьем.
Шелфтокер
От английского shelf talker – то, что свисает в магазине с полки с товаром, призывая немедленно приобрести 3 шампуня с керамидами, кальцием, йодом, ксилитом-и-кабрмидом и живительными экстрактами минералов с подножий марсианских кратеров.
Шитье
Процесс скрепления брошюры или книжного блока. Различают:
1. Шитье внакидку – скрепление подобранных (скомплектованных вкладкой) листов или тетрадей проволочной скрепкой через корешковый сгиб. Наиболее распространенный способ крепления брошюр.
2.Шитье втачку – скрепление подобранных (скомплектованных подборкой) листов или тетрадей проволочной скрепкой через весь блок с отступом от края корешка. Обычно в таком случае сверху наклеивается обложка.
3. Шитье впрострочку – скрепление нитками через корешковый сгиб. Обычно так крепится книжный блок.
Шкалы, шкальные оттиски
Квадратики, кружочки, полосочки, плашки, растры разной плотности и т. п. Расположены по краям бумажного листа. Служат для осуществления контроля формного и печатного процессов. Очень полезная вещь. Как правило, если на тираже возникают проблемы, определить причину их возникновения можно именно по шкалам. Шкальные оттиски можно измерять денситометрами и определять также важные величины, как оптическая плотность, растискивание и т. д.
Каждая типография использует свои шкалы. Они бывают очень информативными, бывают попроще, но все нормальные типографии печатают со шкалами. Многие типографии в Европе печатают без шкал, на глаз. Как оказалось, требования к качеству продукции оперативной полиграфии у них, в целом, ниже, чем у нас.
Шрифт
Это то, что постоянно “слетает”.
Заказчики! Если Вы пришли в типографию с готовым макетом, не забудьте приложить к нему шрифты.
Шубер
Неприкрепленная обложка (не путать с суперобложкой). Шубер, как правило, опоясывает CD-диски в обложках или открытки.
Конгревное тиснение (конгрев) — получение многоуровневого рельефного изображения без краски и фольги при сжатии участка переплетной крышки, открытки между нагретыми штампом и контрштампом (соответственно, пуансоном и матрицей). Выполняется в специальных печатных прессах или в тигельных печатных машинах. Это эффектный прием оформления переплетной крышки и рекламных изданий на тонком картоне или толстой бумаге, иногда с использованием и фольги. 1mbankru. ru Выворотка (выворотная печать, выворот) — печать фона черной или цветными красками, при которой незапечатанными остается только текст. Используется как прием оформления рекламных буклетов, журнальных полос и пр..